Выделиться из серой массы хочет каждый из нас, особенно если у него есть автомобиль. Украсить свой автомобиль, сделать его лучше, быстрее и комфортнее хочет каждый автовладелец. На что готовы пойти водители, чтобы повысить привлекательность своего автомобиля, и об истоках отечественного «улучшайзинга» в нашем сегодняшнем материале.
В СССР тюнинга не было
Конечно простые советские граждане слово «тюнинг» никогда не слышали, но всячески своими силами пытались улучшить отечественные «Волги», «Жигули» и Москвичи». Нам хотелось бы в сегодняшнем обзоре собрать наиболее популярные среди простых советских граждан элементы декора и тюнинга.
Это сейчас любой желающий в собственном гараже может самостоятельно собрать себе хоть гоночный болид при наличии свободного времени, денег и некривых рук, а тогда, при социализме, все было гораздо хуже. Необходимых тюнинг-пакетов в свободной продаже не было, и тогда автомобилистам приходилось прилагать фантазию, чтобы удивить соседей по гаражу. Вот и украшали рядовые советские граждане своих ласточек, чем могли.
Антикоррозия
Весьма странный, но действенный способ защитить отражатели фар заключался в том, что автолюбители наливали в передние фары тормозную жидкость. По легенде, жидкость поглощала влагу и тем самым предохраняла отражатель от ржавчины. Это был один из главных атрибутов простейшего советского тюнинга. Глаза «Жигулей» и «Москвичей» будто наливались кровью от злости, все потому что в моде была тормозная жидкость красного цвета для барабанных тормозов. Чайника в этом деле можно было вычислить сразу – фары его авто были залиты бледно-желтой «тормозухой» для дисковых тормозов. Эффект от такого улучшения весьма сомнительный, впрочем, если сейчас подобный тюнинг вызвал бы улыбку на лицах прохожих, то в конце 80-х годов это было очень модно.
Розочки и жуки-пауки
Особый предмет гордости для советского автовладельца – это прозрачная рукоятка рычага с розой. «Раньше на рукоятке рычага можно было увидеть всевозможные узоры, розы, иностранную монету, майского жука и даже скорпиона. Я самостоятельно поймал жука-носорога и залил его эпоксидной смолой, чтобы сделать себе такой набалдашник», – рассказывает водитель с 40-летним стажем Сергей Кузьменко. Но чаще всего подобные рукоятки делались из крупного куска оргстекла. Его обтачивали до круглой формы, а потом с внутренней стороны при помощи делали несколько фризов бор-машинкой. Эти узоры заливались цветным лаком, и получалась роза. Высшим шиком считалось, если розочки были не только на рычаге КПП, но и на гвоздиках замков дверей в салоне.
Антистатик
В мороз каждый из нас сталкивался со статическим электричеством, когда касался двери своего автомобиля. Советский водители решали эту проблему при помощи двух резиновых полосок, которые получили в народе название «антистатик». Гаражные спецы считали, что таким образом можно было заземлить кузов машины и избавиться от статического электричества. Легенда эта не имеет никакого научного обоснования, ибо резина не проводит электрический ток. Кстати, даже сейчас на некоторых отечественных авто можно встретиь подобное приспособление.
Игрушки на стекло
Советская промышленность не была нацелена на то, чтобы обеспечить простых водителей элементарными радостями. Даже игрушки на стекло заднего вида приходилось делать самостоятельно. Помощь водителям пришла из медицины. Трубки от простой медицинской капельницы при помощи умелых рук превращались в забавную игрушку-рыбку с волнистым хвостом. Далее автомобилисты стали плести из капельниц сов, чертиков и других представителей животного мира.
Кукла на фаркопе
Весьма своеобразное украшение появилось в среде советских автолюбителей. Прицепное устройство, оно же фаркоп, венчала голова куклы Маши, купленной в «Детском мире». Со стороны такое украшательство напоминало нечто варварское, но автомобилисты уверяли, что подобным образом фаркоп можно было защитить от коррозии. После нескольких поездок с прицепом, да еще и в грязь, кукла становилась похожа на зловещего мертвеца, поэтому эстетика такого приспособления тоже была весьма сомнительна. Позже место кукле уступили резиновые щенки, уточки и зайцы.
Оплетка на руль
Подобная вещь практиковалась в основном у водителей грузовиков, но была распространена и у владельцев легковушек. В некоторых случаях оплетка служила делу утолщения рулевого колеса. «Например на автомобилях ВАЗ-2106 был очень тонкий руль, и тогда его оплетали изоляцией от проволоки. Некоторые распарывали шланг для полива и натягивали его на руль», – вспоминает водитель Николай Павлов. Оплетку еще делали из снятой с проволоки электроизоляции. Тогда процесс тюнинга превращался в настоящее искусство. Руль требовалось тщательно оплести тугими косами электроизоляции. С первого раза сделать это получалось не у каждого. Причем это сейчас схему плетения можно было бы посмотреть в Интернете, а тогда ремесло оплетки рулей было особым таинством.
Вентиляторы
Это сейчас кондиционер есть в большинстве автомобилей, а советский гражданин должен был героически переживать все сложности жизни, в том числе и жару. Маленькие вентиляторы приспосабливались под нужды отечественного автопрома и устанавливались прямо на панели автомобиля или в уголке лобового стекла. Конечно эффект от такого вентилятора был не велик, но в южных городах устройство пользовалось популярностью.
Шторки на стекло
Тонировочной пленки во времена СССР практически не было, а на автомобилях с темными стеклами передвигались только сотрудники комитета госбезопасности и партийные деятели. Выход был найден. Жены автомобилистов на швейной машинке в домашних условиях шили для машин мужей шторки. Это привносило в салон машины некий домашний уют и одновременно защищало пассажиров от палящего солнца.
Наклейки, буквы и лозунги
Минимальный, казалось бы, способ тюнинга – прилепить яркую наклейку на кузов или панель приборов – по советским временам тоже был в диковинку. На помощь пришла заграница. В дружественной ГДР производились переводные наклейки с изображением женщин, часто ими украшали гитары, но и автомобилисты были не прочь поместить немецкую красавицу на панель приборов своей ласточки. Затем появились переводные овалы с буквами SU (Soviet Union), предназначенные для выезда на машине за рубеж. Но большинство автомобилистов никогда не были за границей великой империи, а наклейки все равно радовали глаз. В это же время на бамперах машин стали появляться шутливые надписи: «Не верь жене и... тормозам!», «Удачи тебе, браток», «Дорога – не космос» и многие другие. Подобные надписи были криком души и лицом самого автовладельца.
Противоугонная система
Насмотревшись фильмов «Берегись автомобиля», рядовые советские граждане боялись лишиться своего железного коня. Противоугонных средств и сигнализации не было, поэтому уже на заре СССР появилось одно средство, которое должно было отпугнуть злоумышленников. Под заднее стекло клали милицейскую фуражку, которая должна была отпугнуть злоумышленников. Но, увы, такое противоугонное средство было доступно лишь родственникам или самим сотрудникам правоохранительных органов.
К чему это все привело
После краха советского союза на пространство некогда великой империи хлынул не только поток подержанных иномарок, но и элементов для тюнинга. Сейчас доработкой автомобилей занимаются уже в профессиональных тюнинг-ателье, а не в гаражных кооперативах, да и сейчас весь вышеперечисленный список улучшений обзовут колхозом и безвкусицей.
Фото: Фото из открытых источников, инфографика Дмитрия ГЛАДЫШЕВА