Едва на рынке появился Renault Duster, возник у меня соблазн поменять свой хетч на целый кроссовер, причем, за те же деньги.
Потом был тест «Дастера», расставивший все точки над i. «Дуся» произвел впечатление машины грамотной, с хорошей подвеской и неплохим просветом, но все-таки простоватой, шумной и досадной в мелочах. Для себя решил так: покупка «Дастера» оправдана, если его повышенная проходимость востребована хотя бы десять раз в год. В моем случае это не так, поэтому за 600-650 тысяч хетчбэк гольф-класса представляет мне машиной куда более комфортной и приятной.
Кроссоверы в России любят, но, если честно, иногда эта любовь кажется мне преувеличенной. Ниже – небольшой гид покупателя, который, надеюсь, поможет вам выбрать машину, не переплатив за ненужное.
Гимн практичности?
Кроссовер – это фактически универсал с черточками компактвэна: с первым роднит общая конструкция багажника, со вторым – вертикальная компоновка салона. Нередко кроссоверы и покупают ради хозяйственных нужд.
При одинаковой с хетчем длине кроссовер обеспечивает лучшую вместимость задних сидений – больше места перед коленями, больше над головой, салон кажется более воздушным. Высокое расположение сидений зачастую облегчает посадку в салон (не надо «проваливаться», как в легковушках) и субъективно лучшую обзорность с водительского места. На это же работают «лопухи» зеркал заднего вида.
Почти все кроссоверы имеют трансформируемые салоны, удобные для погрузки крупногабаритов, а некоторые модели щеголяют багажником с вместительным подполом – очень удобно для перевозки редко используемой мелочевки.
Но есть и нюансы. К примеру, все та же вертикальная компоновка салона делает задние места кроссоверов, особенно компактных, не очень удобными в длительных поездках: сидишь «торчком», как в автобусе (в основном это характерно для компактных кроссоверов длиной менее 4,5 метров). Обзорность вперед зачастую ограничивается широченными стойками, чем особенно грешат некоторые корейские «проходимцы».
С объемом багажника тоже не все однозначно. Обычно мы выбираем машину, исходя из некого бюджета, и за те же деньги можно взять легковушку большего размера и не меньшей практичности. Судите сами: в одинаковых комплектациях переднеприводный Volkswagen Tiguan 1.4 (150 л.с.) стоит на 150 тысяч рублей дороже Skoda Octavia 1.4 (140 л.с.), но за счет большей длины кузова легковушка не уступает кроссоверу по вместимости задних сидений, и ощутимо выигрывает по объему багажника: 565 л против 470 л.
И задние сиденья в легковушках зачастую более комфортны. Как-то мы проводили межклассовый тест, собрав вместе семь автомобилей стоимостью 1 миллион рублей. И пересаживаясь с пассажирского ряда Skoda Yeti или Peugeot 4008 в седаны Citroen C5 или Nissan Teana ты словно меняешь офисный стул на домашнее кресло.
При близкой стоимости кроссовер обычно выигрывает у седана с точки зрения удобства погрузки крупногабаритов, но универсалы еще практичнее. Другое дело, что далеко не все модели предлагаются в кузове универсал, и вот тут у кроссоверов появляется шанс склонить практичных людей на свою сторону.
Особняком идут полноприводные универсалы, которые, к сожалению, весьма дороги: к примеру, Volkswagen Passat Alltrack стоит без малого 1,5 млн рублей.
Вседорожность и всепогодность
России с ее плохими дорогами и сложным климатом оценила кроссоверы враз: сегодня это самый быстрорастущий сегмент рынка.
У кроссоверов повышенный просвет – не менее 170 мм, а в ряде случаев до 210 мм. По этому параметру паркетники начинаются там, где кончаются легковушки. Просвет выручает в зимних колеях, при проезде асфальтовых кратеров, а еще – при парковке вплотную к бордюру (поребрику). Нередко бампера кроссоверов делаются скошенными, что особенно полезно при проезде изломов рельефа (гребней, траншей).
Кроссоверы можно заказать в полноприводных исполнениях. Чаще всего используется так называемая «паркетная» схема полного привода: в обычных условиях тянут передние колеса, а задние подключаются по требованию через электромагнитную или гидравлическую муфту.
Но и с проходимостью у кроссоверов не все так гладко, как представляют рекламщики. Большинство кроссоверов не приспособлены для сколь-нибудь серьезного бездорожья, и в этом мы убеждались бесчисленное число раз во время тест-драйвов.
В отличие от настоящих внедорожников, кроссоверы практически не оставляют права на ошибку. Стоит колесам зарыться в песок или жижу, паркетный полный привод расписывается в импотенции, а начнешь газовать – перегреется муфта (распространенная проблема многих паркетников). На ухабистых или каменистых покрытиях есть риск повредить нежное брюшко кроссовера или бампера, причем нередко за пустяковую ошибку паркетник наказывает недешевым ремонтом. Например, у Kia Sportage нижней точкой в центре базы является выхлопная система, которую можно смять во время оптимистичного штурма гребня или глубокой колеи.
Помимо прочего, почти все кроссоверы построены на базе легковушек, поэтому ряд моделей отличается не очень энергоемкими подвесками, ограничивающими скорость на ухабистых и грунтовых дорогах. Но есть и исключения: например, Renault Duster и Koleos показали себя уверенными покорителями грунта.
Разумеется, кроссовер все равно проходимее легковушки. Просто степень превосходства зачастую не столь велика, как хочется думать владельцу, отдавшему за «почти джип» увесистую сумму. Напоминает ситуацию с травматическим оружием: обычного человека не влечет на пьяные выкрики из ночного двора, но когда в кармане чувствуешь стальное рукопожатие «травмата», подсознательно хочется испробовать – за что хоть деньги-то плачены? Кроссовер – такой же провокатор. Там, где водитель легковушки сделает крюк в 250 метров, властелин паркета захочет установить свой авторитет и сиганет поперек раскисшей топи...
Помимо прочего проходимость автомобиля сильно зависит от типа шин. Большинство паркетников продаются и ездят на шоссейной резине, мало приспособленной для штурма вязких и сыпучих покрытий, и деревенская «девятка» на зубастой резине проедет по мокрой грунтовке увереннее иного кроссовера.
Я вовсе не хочу сказать, что паркетник – это «фейк», маркетологический развод. Отнюдь. Просто владелец должен четко понимать, что он переплачивает 15-20% от стоимости легковушки за автомобиль, который лишь на 15-20% превосходит ее по проходимости. Для себя я сформулировал правило: во время тестов кроссоверов все препятствия оценивать по-легковому. Кроссовер экономит нервы и позволяет одолеть те же дороги с меньше нервотрепкой, но не более того.
К тому же почти все современные паркетники в базовых комплектациях предлагаются с передним приводом, и в ряде случаев доплата за полноприводность очень велика: например, если базовый Nissan Juke стоит от 690 тысяч рублей, то версия с полным приводом – от 975 тысяч (правда, в другой комплектации и с другим мотором). Это одна из причин, почему большинство продаваемых в России «Джуков» – переднеприводные. Можно ли считать такие машины кроссоверами – вопрос открытый.
Что еще?
Кроссоверы тяжелее на 10-15%, и отличаются худшими аэродинамическими характеристиками, поэтому проигрывают сравнимым по динамике легковушкам в экономичности.
Зато высокая посадка дает чувство уверенности в городе и на трассе, что особенно ценят женщины. В половине случаев кроссовер покупают в первую очередь ради этого.
Многие считают, что кроссоверы безопаснее. Отчасти этот факт даже подтвержден американскими институтами, в частности, подобные данные приводят IIHS и NHTSA. Но если углубиться в вопрос, исследования не всегда отражают наши реалии. При авариях большую роль играет масса автомобиля, тогда как американские кроссоверы – в основном машины тяжелые. В России же, например, легковушка и кроссовер за 1 млн рублей будут весить примерно одинаково, поэтому соотношение сил не так однозначно. Есть мнение, что кроссовер «побеждает» за счет более высокого передка, но опять же, лишь в случае большой разницы в габаритах. При сравнении близких по размеру машин этот фактор может быть сильно нивелирован, и качества самих автомобилей могут играть большую роль, чем их класс.
Более того, при реальном выборе автомобиля вы стоите перед дилеммой: взять ли большую легковушку или кроссовер поменьше? Например, за 970 тысяч можно выбрать близкие по оснащенности компактный кроссовер Skoda Yeti 1.8 или полноразмерный седан Skoda Superb 1.8, и результаты лобового поединка не говорят о каком-либо доминировании паркетника.
Если настоящие внедорожники управляются немного по-грузовому, уступая в этом аспекте легковушкам, то кроссоверы ближе к обычным машинам. Никаких специфических навыков управления чаще всего не требуется, и многие, пересаживаясь с легковой машины на паркетник, наоборот ощущают себя более свободно. Однако порой для компенсации более высокого центра тяжести кроссоверы используют более жесткие подвески. Поэтому седаны нередко обеспечивают лучший ездовой комфорт, конечно, если не претендуют на спортивность, как прошлая Mazda6.
Большая масса и инерционность кормы зачастую делает кроссовер строптивым во время экстремальных маневров, например, объезда лося или пешехода. Некоторые кроссоверы имеют склонность к перевороту или затяжным, трудно контролируемым заносам, хотя в последнем случае выручает ESP, которая есть в комплектациях многих машин повышенной проходимости.
Сравнение цен
Вопрос нельзя рассматривать без привязки к стоимости автомобилей. По нашему опыту, легковушка за те же деньги комфортнее, динамичнее, имеет более богатое оснащение и лучше приспособлена для перевозки пассажиров. Кроссовер уравновешивает эти особенности своей вседорожностью, большей практичностью и высокой посадкой. Окончательный выбор зависит от предпочтений.
Сравнение двух популярных автомобилей стоимостью 1+ млн рублей
Из сравнения выше видно, что при близких бюджетах «Камри» крупнее, имеет более мощный мотор и лучшую динамику разгона. Проигрыш легковушки по просвету незначительный, хотя в случае с кроссовером нужно учесть меньшие свесы и большие «углы атаки». Sportage в свою очередь щеголяет полным приводом и лучше приспособлен для перевозки грузов.
Подобное соотношение сохраняется и в других классах: например, за 930 тысяч рублей можно купить полноприводный Opel Mokka 1.8 с «автоматом», тогда как более крупная Astra с аналогичным оснащением дешевле на 100 тысяч рублей, позволяющих добавить опций или установить 1,6-литровый 180-сильный турбомотор.
Вывод
Кроссовер – это олицетворение идеального автомобиля наших широт. Во многом это так: универсальные и приспособленные к неважным дорогам, кроссоверы готовы выполнить любую гражданскую задачу, которую ставит перед ними владелец.
С другой стороны, популярность кроссоверов кажется несколько перегретой, а их доминирование над легковушками – гипертрофировано рекламой. Да, они проходимее легковушек, но ситуации, в которых их превосходство явно, случаются не так уж часто.
Стоит ли пересаживаться на кроссовер? Определится вам поможет простой мысленный тест. Вспомните, сколько раз в прошлом году вам не хватало проходимости легковушки. Сколько раз вы буксовали или повреждали автомобиль на плохих дорогах? Сколько раз вы использовали машину, как фургон? Если такие ситуации часты, кроссовер – ваш вариант. Если случаются они раз в год от силы, стоит ли переплачивать за полноприводный «балласт»?
Фото: Фото автора и производителей