Нравится? Конечно, нравится. Вы, верно, думаете, что речь о безумно дорогой машине, и отчасти правы – оригинальные AC Cobra стоят сейчас под полмиллиона долларов и годятся в основном для музейного хранения. Скучно.
Но подобный экземпляр можно купить в США за $9 990 в виде «кита» (сборочного комплекта), а стоимость готовой машины с двигателем 300-400 л.с. составляет $15-20 тысяч! То есть, примерно как базовый Hyundai Solaris.
Я понимаю, зачем нужны пошлины на автомобили. Но иногда, глядя на такие вот шедевры, мне жаль, что их не отменят хотя для отдельных категорий машин.
В Европе и США выпускаются реплики десятков классических машин, но для примера я выбрал одну из тех, от одного вида которой мне хочется взять автокредит. Оригинальная AC Cobra выпускалась в 60-х и была гениальной помесью двух автомобильных школ: легкий английский спорткар получил американский двигатель V8, мощность которого доходила до 425 л.с., а то и 600 л.с. Один из соучастников проекта Кэррол Шелби хотел унизить Ferrari, и у него почти получилась: AC Cobra действительно оказалась молодцом и на гоночной трассе, и на гражданке.
Дизайн и конструкция шасси оказались нестареющими, и сегодня десятки фирм выпускают репликары AC Cobra. Среди них есть те, что очень точно воспроизводят механику и внешний облик оригинала, есть и более вольные интерпретации. Но не думайте, что репликары – это хлипкие пластиковые кузова на примитивной раме, которые годятся только для ретро-шоу. Многие имеют великолепную динамику и управляемость: скажем, разгон от 0-100 км/час за 4-5 секунд – это норма для легкой (менее тонны) «Кобры». Они ездят лучше, чем современные премиум-автомобили с 10-кратными ценниками, и в этом нет особого секрета. К примеру, малая масса и удачная развесовка делают «Кобры» не склонными к недостаточной поворачиваемости, добавьте к этому задний привод и сумасшедшее соотношение мощности к массе. Повадки машины ближе к «формулам», чем современным переднеприводным хот-хэтчам.
В основном реплики продаются в виде «китов» – наборов для самостоятельной сборки разной комплектности. В принципе, тысячи за полторы долларов специалисты соберут вам машину, но для большинства фанатов сборка – это отдельное удовольствие. Есть киты, которые человек без опыта способен собрать за летний отпуск, есть и более сложные варианты, на строительство которых уходит год и более. При этом одна из прелестей кита – возможность индивидуализировать машину. Вот здесь вы можете выбрать комплектацию своей будущей реплики производства Factory Five.
Скажем, заднюю подвеску можно выбрать из четырех вариантов: зависимая от Ford Mustang, независимая оригинальной разработки, независимая с улучшенными характеристиками, зависимая (цельный мост). Далее – четыре варианта апгрейда подвески, если требуются специфические характеристики. Можно выбрать тормоза, материал рычагов, покрытие рамы, тип выхлопной системы (а она очень влияет на эстетику «Кобры»), приборы (оригинальные или современные), руль, сиденья и множество мелких деталей, вроде «кармана»-воздухозаборника на капоте. Само собой есть масса вариантов раскраски и колесных дисков: я бы заказал в классическом британском зеленом.
Киты бывают разной степени готовности, но двигатель и трансмиссия в них не входят: их чаще берут от машины-донора. Купить мотор, даже мощный, от разбитого автомобиля – это не так и дорого. Большинство реплик «Кобры» проектируется под использование больших V8 производства Ford или Chevrolet, мощность которых составляет 250-500 л.с.
Компания Shell Valley предлагает за $9 900 готовое шасси: плоская стальная рама, стеклопластиковый или более прочный кевларовый кузов (он дороже), подвески собственной разработки, проводка, тормоза, интерьер, приборы. За эти деньги вы получаете «тележку», способную самостоятельно ездить с горки, и остается укомплектовать ее двигателем и трансмиссией. Причем на стадии формирования заказа вы можете указать тип мотора и трансмиссии, чтобы производитель сделал правильные посадочные места. Обычно сборка китов не требует сложных операций, вроде сварки или механической обработки: все сводится к прикручиванию гаек и соединению разъемов.
Компания Factory Five предлагает более сложную и дорогую пространственную раму, поэтому готовое шасси стоит $19 990, но можно за те же $9 900, что и в предыдущем случае, приобрести кит для сборки на основе машины-донора Ford Mustang: от него берутся тормоза, проводка, часть подвески, рулевое и так далее.
Энтузиасты из журнала KitCar построили вот свою «Кобру» и вот во что она им обошлась: сборочный кит ($9 900), битый «Мустанг», включая 5-литровый 250-сильный мотор ($2 300), колесные диски ($1 450), окраска ($1 200), классическая панель приборов ($720), впускная система ($430), другие расходы ($2 029). Итого – $18 029. Еще примерно $1 000 долларов ушла на доставку и административные расходы. В любом случае, для автомобиля такого уровня сумма посильная, тем более первый тест-драйв превзошел ожидания.
А компания Kirkham предлагает уникальные реплики, шасси которых сделано полностью из алюминия: несущая часть из точеного (!) металла, кузов – из листового, как у оригинальных «Кобр». Интересно, что идея владельцам компании пришла случайно: один из них увидел алюминиевый польский самолет времен Второй Мировой и, будучи энтузиастом «Кобры», послал на авиазавод запрос, смогут ли они сделать алюминиевый автомобиль. «Легко», – ответили ему, и так родился проект на стыке автомобилестроения и авиации. Как делают полностью алюминиевые кузова можете посмотреть здесь – сказка. Цена алюминиевого шасси высока: от 35 тысяч евро.
Осталось не так уж много материальных вещей, о которых хочется написать Деду Морозу. Реплики «Кобры» – одна из них. Можно сколько угодно рассуждать о непрактичности, но открытые суперкары – а это без преувеличения они – и не должны быть слишком хозяйственными. Но звук многолитрового мотора, открытый кузов и гоночная управляемость вряд ли оставят равнодушным человека, хоть немного болеющего машинами.
К сожалению, в России для строительство кит-каров мало быть энтузиастом: нужно быть очень богатым энтузиастом. Пыл убавляет необходимость платить 15% (но не менее 5000 евро) пошлины с кузова и проблемы с постановкой на учет: насколько я понимаю, репликар необходимо сертифицировать в НАМИ или аналогичной организации как самоделку, что возможно, но требует такого количества времени и денег, что не дай бог.
Ради интереса посмотрел цены на подобные «Кобры» в Германии: за 10-11 тысяч евро есть очень симпатичные экземпляры, но проблема в том, что пошлина на них – без малого 1 млн рублей, так что на итог получается около 1,5 млн…
Но помечтать-то можно, а?