Неужели свершилось?! Вечно дотационный гигант российского автопрома уходит под контроль зарубежного альянса. Что принесут изменения российским автомобилистам, обсуждают ведущие эксперты.
Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии» договорились создать совместное предприятие для покупки мажоритарной доли в АВТОВАЗе. СП будет владеть 74,5% акций крупнейшего российского автопроизводителя к 2014 году. Соответствующий протокол был подписан в четверг в Париже.
Renault-Nissan получит 67,13% совместного предприятия, заплатив за долю в нем 750 млн долларов. Всего АВТОВАЗ был оценен для сделки в 3 млрд долларов.
В соответствии с соглашением Renault-Nissan и «Ростехнологии» передадут принадлежащие им пакеты акций АВТОВАЗа в виде вкладов в капитал совместного предприятия, которое будет контролировать тольяттинский завод.
Renault-Nissan получит эффективный контроль над 50,01% АВТОВАЗа, а доля «Ростехнологий» снизится до 24,5%, передает Reuters со ссылкой на аналитика компании ВТБ-Капитал Владимира Беспалова.
В ближайшие несколько месяцев альянс Renault-Nissan займется проверкой финансовых, юридических и экологических аспектов, связанных с деятельностью АВТОВАЗа. Ожидается, что к концу 2012 года стороны подпишут окончательные соглашения и закроют сделку. Но для этого им необходимо получить одобрение со стороны регулирующих органов.
«Подписанный протокол о намерениях – это новый шаг по расширению нашего сотрудничества, которое помогает модернизировать автомобильную промышленность России, – подчеркнул председатель правления и президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон. – Как Renault и Nissan внедряют свои технологии на российских производствах, так и наши коллеги из России будут все больше способствовать развитию мультикультурной команды менеджеров альянса Renault-Nissan».
Протокол о намерениях был подписан спустя месяц после запуска премьер-министром Владимиром Путиным новой производственной линии мощностью до 350 тысяч автомобилей в год, которая была разработана АВТОВАЗом в партнерстве с Renault и Nissan. C этого конвейера недавно сошел бюджетный универсал Lada Largus. С учетом новой линии совокупная мощность предприятия в Тольятти достигла почти миллиона автомобилей в год.
«АВТОВАЗ интересен альянсу в первую очередь как базовая производственная площадка для покрытия внутреннего спроса на российском рынке и на внешних, среди которых страны ближнего зарубежья и СНГ. В Renault-Nissan уже неоднократно заявляли о планах по выходу на сборку 1,6 млн автомобилей в год. Причем в данную цифру входят бренды трех марок, а это говорит о том, что Renault-Nissan не ставит перед собой цели заместить производство Lada своими недорогими моделями. Приход международного инвестора пойдет на пользу АВТОВАЗу», – считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
«Успех продаж иномарок российской сборки дает надежду и на то, что аналогичная линия на АВТОВАЗе выправит его показатели», – соглашается старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
С этими высказываниями нельзя не согласиться. Базовая платформа иномарок предприятия – Renault Logan – хорошо зарекомендовала себя в российских условиях.
Эдуард ФЕДОРОВ