Вступление России в ВТО – факт практически решенный. А значит, ненавистные многим заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок властям придется пересмотреть. По оценкам экспертов, ценник на подержанные автомобили из Европы, Америки и Азии снизится на 10%-15%. С точки зрения автомобилиста, все вроде замечательно, но такой поворот событий решительно не устраивает главный российский автозавод.
Чиновники подумали, да и решили, как снова спасти АВТОВАЗ от разорения. Хотя заградительные пошлины придется снизить, в России также будут введены утилизационные пошлины. Соответствующий законопроект уже разработан в Минпромторге. Разумеется, в пояснении к документу не говорится о спасении АВТОВАЗа. Чиновники по привычке ссылаются на западный опыт, где такой налог давно и с успехом действует.
«За границей утилизационная пошлина уже давно существует и включается в стоимость машины, – подтверждает директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. – В наших же условиях главный вопрос – куда пойдут эти сборы. Надеюсь, что действительно на утилизацию. Жизненный цикл автомобиля должен заканчиваться именно так, а не на обочине, грудой ржавеющего металла».
Он также считает, что смягчение таможенных барьеров больнее всего ударит именно по АВТОВАзу, который сегодня надеется взорвать рынок своей бюджетной Lada Granta.
К примеру, Granta в люксовой комплектации с двигателем 1,6 литра мощностью 98 л.с., двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером, аудиосистемой, подогревом передних сидений, зеркалами с электроприводом и обогревом, задними электростеклоподъемниками будет стоить порядка 310 тысяч рублей. В разделе автообъявлений нашего сайта 161auto.ru примерно за те же деньги можно купить Chevrolet Lacetti 2008 года в аналогичной комплектации.
Несмотря на отмену заградительных пошлин, Сергей Удалов сомневается, что ввоз в Россию подержанных иномарок вновь станет выгодным бизнесом, даже если правительство не введет утилизационный сбор.
«На рынок начинают выходить подержанные автомобили, произведенные и проданные уже внутри России. Поэтому импорт иномарок с пробегом может быть уже не так выгоден. Это станет явным не сейчас, но уже через несколько лет», – объясняет директор «Автостата». Тем не менее, он прогнозирует, что число б/у автомобилей, ежегодно ввозимых в Россию, вырастет в 3-5 раз: со 100-150 тысяч до полумиллиона.
Источник в Минпромторге на условиях анонимности подтвердил, что поступления от нового налога будут направляться на утилизацию «автохлама». При этом он назвал введение утилизационного налога «делом фактически решенным» и заявил, что он появится после мартовских выборов. В отличие от заградительных пошлин, такой налог не будет идти в разрез с политикой ВТО.
Что касается российского рынка подержанных машин, то в декабре 2011 года вторичный рынок продемонстрировал рост продаж на 12%, то есть на новых владельцев перерегистрировано на 45 060 автомобилей больше по сравнению с декабрем 2010 года.
«Декабрьский рост продаж на вторичном рынке несколько улучшил итоговую картину. Если по результатам одиннадцати месяцев суммарное падение рынка подержанных автомобилей составляло 4%, то благодаря росту объемов в декабре итог года вышел на 2,7%. Продолжают расти объемы вторичного рынка иномарок и падать объемы перепродаж отечественных автомобилей.
«Очень высокий рост за год показали французские марки – Citroen, Renault и Peugeot», – отметил он.
Продажи подержанных автомобилей в России в 2011 году по маркам