После президентских выборов Россия станет похожа на развитые европейские страны – правда, пока только по части цен на бензин. Чиновники и нефтяники недвусмысленно намекают, что искусственно сдерживать рост цен на топливо в России больше не получится, а эксперты предлагают морально готовиться к тому, что через два месяца за литр АИ-95 придется платить 45-50 рублей.
Как сообщал ранее 161auto.ru, в декабре-январе прошлого года в ряде российских регионов цены на бензин удалось не только стабилизировать, но даже снизить. Сегодня между нефтяниками и Минэнерго действует соглашение о временной «заморозке» цен на АЗС. В текущем году боссы нефтяных компаний понесли существенные убытки в связи с январским повышением акцизов и глобальной модернизацией НПЗ, а посему в ультимативной форме заявили, что больше не могут работать в убыток. По словам нефтяников, бизнес превращается в нерентабельный даже при малейшем снижении стоимости бензина относительно рыночной цены.
В результате этих жалоб трем ведомствам – Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития – был спущен приказ о разработке алгоритма компенсации. Работа над документом должна быть завершена со дня на день, но пока никто не может ответить, за чей счет нефтяным компаниям будут покрывать недостачи.
Первым намеком на грядущее повышение цен стал рост акцизных сборов, который в правительстве считают жизненной необходимостью. В частности, премьер Владимир Путин заметил: «Повышение акцизов обусловлено необходимостью формирования дорожных фондов. Это значительные ресурсы – если от транспортного налога регионы получают около 90 млрд рублей, то от повышения акцизов они получат 93-94 млрд рублей».
К слову, сегодня стоимость автомобильного топлива в России более чем на 50% складывается из налогов и сборов. Для сравнения, в США доля государства составляет 15%, а в Норвегии, стране с самым дорогим бензином – 80%.
В России стоимость литра формируется из следующих слагаемых:
Доля производителей:
себестоимость добычи нефти – 6,6%;
расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8%;
прибыль нефтяных компаний – 10,1%;
прибыль АЗС – 6,2%.
Доля государства:
налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%;
акциз – 11,9%;
НДС – 15,4%;
налог на прибыль – 5,3%.
Единственное спасение для автомобилистов – в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, считает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Однако переход на Евро-5 – перспектива весьма отдаленная. Пока в стране повсеместно используется бензин класса Евро-2, не соответствующий современным экологическим нормам, однако стоящий дороже, чем топливо более высокого класса, произведенное из российской нефти, но продаваемое на европейских и американских заправках. К слову, на Евро-5 перешла соседняя Белоруссия. А пока российским водителям можно смело готовиться к росту цен. По мнению ведущих аналитиков, он будет скачкообразным, и первого скачка стоит ждать уже после президентских выборов.
«Заморозка» была явлением временным, планового порядка, подобное мероприятие проводится уже не в первый раз. Уверен, что, как только пройдут президентские выборы, стоимость топлива вновь будет расти, тем более что нефтяные компании фактически являются главными спонсорами первого кандидата в президенты», – заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
По его мнению, чиновникам просто не выгоден сценарий, согласно которому в России будут снижаться цены на бензин, так как бензиновые деньги – одна из главных статей пополнения бюджета.
«Сколько раз говорилось о сговоре нефтяников, сколько раз ФАС грозила штрафами и приводила угрозы в действие, – однако ничего не изменилось и меняться не будет», – печально констатирует общественный деятель.