Опасения экспертов сбылись: на рынке автострахования началась неразбериха. В январе у ряда автомобилистов заканчивается срок действия полиса ОСАГО. Его после реформы нельзя купить без талона ТО. Водители стали заложниками ситуации, которую чиновники искусственно создали, чтобы облегчить жизнь автовладельцев.
Еще в июне прошлого года премьер Владимир Путин подписал постановление, автоматически продлевающее до 2012 года талоны техосмотра, действие которых закончилось в 2011 году. Этот шаг как раз был призван выровнять сроки действия талонов и полисов ОСАГО для удобства граждан – по задумке чиновников, они должны заканчиваться примерно в одно время.
В итоге получилось, что получить талон элементарно негде, так как автосервисы не успели или не захотели получить аккредитацию на данный вид услуг. Соответственно, новый полис автострахования автовладельцам не продают. Страховщики предлагают временно отменить требование наличия талона ТО для покупки полиса ОСАГО.
Отметим, что в страховых компаниях еще осенью озаботились грядущим коллапсом. Уже в ноябре 2011 года отдельные компании предложили своим клиентам «нестандартное» решение проблемы 2012. В клиентской рассылке одной из ведущих федеральных страховых компаний говорится: «Наша компания готова предоставить возможность заключать и продлевать договоры ОСАГО более ранней датой. Необходимость заключения договора более ранней датой вызвана тем, что, начиная с 01.01.2012 при заключении договора ОСАГО будет требоваться предоставление Талона технического осмотра, причем срок с даты окончания талона ТО до даты окончания заключаемого договора ОСАГО должен будет составлять не менее 6 месяцев. Таким образом, клиенты, у которых действующий талон ТО заканчивается в первом полугодии 2012 года, не смогут заключить договор ОСАГО без прохождения ТО».
Тем временем на заседании межведомственного совета по страхованию в Минфине РФ звучали и более смелые предложения – к примеру, отменить техосмотр вовсе.
«Полугодовая заморозка техосмотра показала, что на дорогах ничего не изменилось, более того, аварийность и число погибших даже сократились», – констатировал генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев.
При этом рецепта, что делать именно сейчас и как выкрутиться из сложившейся ситуации, у экспертов нет.
«Сегодня никто не знает, как выходить из сложившейся ситуации. Единственным послабление в пользу автомобилистов в новом законе стало то, что если раньше без полиса ОСАГО можно было ездить пять дней с момента истечения его срока действия, то теперь этот период увеличили до 10 дней», – заявил директор «Центра61», автоюрист Александр Муравка.
Представитель другой юридической компании был более краток в своей оценки ситуации: «Я вам честно признаюсь – ..опа».
Автомобилистам остается действовать по традиции: запастись терпением и ждать, пока проблема разрешится – сама собой либо при содействии ответственных за реформу. Первые шаги уже есть: в Свердловской области РСА предложил выдавать полисы по диагностической карте. Однако сведений о том, что предложение стало решением, из региона не поступало.