Введена административная ответственность за ряд правонарушений в рамках федерального закона о такси. Изменения в закон, которые сильно обеспокоили таксомоторные компании и буквально повергли в шок бесчисленную армию частных извозчиков, приняты еще 1 сентября 2011 года, но таксистам дали время, чтобы адаптироваться к более жестким условиям. Теперь же ГИБДД обещает беспощадно штрафовать нарушителей.
«По большей части за указанные нарушения вводится ответственность в виде административного штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 200 тысяч рублей для юридических лиц», – сообщил старший инспектор отдела ГИБДД Ростова-на-Дону Андрей Тихонравов.
В частности, отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, будет стоить водителю 1 тысячу рублей, должностному лицу – 10 тысяч рублей, а юридическому лицу – 30 тысяч рублей. Аналогичными штрафами карается невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности.
А вот отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше обойдется водителю такси в три тысячи рублей, должностному лицу – 10 тысяч рублей, а юридическому лицу – 50 тысяч рублей.
«Также с 1 января 2012 года вводится ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф с граждан – 2,5 тысячи рублей, с должностных лиц – 20 тысяч рублей, с юридических лиц 500 тысяч рублей. При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется. За управление таким транспортным средством водителю грозит штраф в пять тысяч рублей», – пояснил Андрей Тихонравов. Контролировать законность нанесения опознавательных знаков такси будет ГИБДД.
Эксперты считают, что этот пункт призван окончательно покончить с «бомбилами» на дорогах. «Вопросы, касающиеся цветографической схемы и опознавательных знаков такси, неслучайно выделены в отдельную статью. Эта мера направлена на то, чтобы автомобили такси ярко выделялись в общем транспортном потоке. Заниматься частным извозом при таких условиях будет крайне сложно», – резюмирует аналитик и автоюрист Максим Калашников.
«Заниматься частным извозом станет значительно труднее, но в целом этот бизнес не умрет никогда. Ведь никто не сможет помешать мне, к примеру, подвезти друга до работы», – считает частный извозчик со стажем Ашот Микаэлян. По его словам, в Ростове давно отработана схема, когда в утренние часы пик обычная машина подъезжает к остановке общественного транспорта в одном из спальных районов и предлагает «подбросить» желающих до центра за 50 рублей с человека.
Поймать такого водителя за руку сотрудникам ГИБДД будет очень сложно, если только пассажиры сами не решат сдать сердобольного водителя правоохранителям.
«Сегодня наши люди уже привыкли останавливать на дороге и садиться только в такси с «шашечками», поэтому водители, продолжающие работать «под черным флагом», сильно потеряют в заработке. На одних подвозах случайных людей до работы много не заработаешь», – считает директор «Такси-Универсал» Вячеслав Баранов. По его словам, многие частные извозчики до последнего верили, что закон отменят, а сейчас спешно бегут официально оформляться в таксопарки. Он также заверил, что большинство официальных таксомоторных компаний выполнили новые требования в полном объеме, и на стоимость услуг для пассажиров это никак не отразилось.
«Возможно, немного подорожает в будущем, но пока – нет», – рассказал Баранов.
Список нарушений, за которые полагается штраф, завершают: отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу; перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства; взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц; посадка в заказанную машину других пассажиров, не предъявивших документы на проезд; отсутствие разрешения на предоставление услуг такси.