Генеральный план Ростова-на-Дону до 2025 года будет изменен с учетом новых реалий. Главный пакет изменений – строительство ростовского метрополитена. Как метро изменит облик Ростова и транспортную сеть, горожане смогут узнать на публичных слушаниях, которые стартуют в Донской государственной публичной библиотеке. Ростовский метрополитен, который «зрел» с 70-х годов прошлого века, во втором десятилетии века XXI столь стремительно ворвался в городскую действительность, что только-только принятые документы мгновенно устарели.
Так случилось с Генеральным планом развития Ростова-на-Дону до 2025 года. Его приняли в 2007-м, и многие положения стратегического документа еще недавно выглядели и выглядят фантастическими: канатка на левый берег, «северный» тоннель... И вот – Генплан нужно корректировать.
«Мы успешно прошли первый этап на пути строительства метрополитена – получили положительную экспертизу обоснования инвестиций и предпроектных предложений. Чтобы дальше приступить к проектированию метрополитена, нужно изменить генплан. Без этого шага нам законодательство не позволяет двигаться дальше», – рассказывает на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Юг» начальник МУ «Управление метро Ростова» Мурат Тлепцеришев.
Пока до ввода в строй метро очень далеко, а на работу хочется добраться за минимум времени и с максимальным комфортом, можно подыскать попутчика на автомобилей. Эту возможность представляет портал 161auto.ru в рамках соответствующего сервиса. Кстати, за рубежом так путешествуют не только по городу, но и по странам: водителя, который движется в нужном направлении, можно найти в Интернете и договориться о взаимовыгодных условиях «сотрудничества».
«Корректировка Генплана является основой для детальной проработки метрополитена. Как матрешка – на нее ложится все остальное», – поясняет директор ГАУ Ростовской области «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования» Татьяна Морозова.
Все остальное в данной ситуации – это и развитие транспортной схемы города в целом, и жилищное строительство, и объекты городской инфраструктуры. Пакет корректив уже подготовлен. Как будет выглядеть ростовское метро, рассказал главный архитектор проекта по внесению изменений в Генплан Сергей Тимченко.
«Проектом предусмотрено строительство четырех линий метро. Три будут диаметральными, одна – полукольцевая. Первая линия пройдет в направлении «запад – северо-восток» и свяжет Левенцовку по проспекту Стачки с заходом в центр и выходом на Щепкино, на Декоративные Культуры. Вторая пройдет с востока на северо-запад, это – Александровка на границе с Аксаем – центр – Военвед. Третья линия пройдет с севера на юг, соединит СЖМ и выезд на Батайск, район Ворошиловского моста. Полукольцевая линия свяжет эти линии в узлах, будут сформированы пересадочные узлы с подвозящим транспортом. Зона охватывает территорию «Большого Ростова», – рассказывает он.
Именно вокруг этого «скелета» и будет «плясать» развитие транспортной сети города: к конечным станциям, рассказывает Мурат Тлепцеришев, подведут скоростной трамвай – естественно, на тех направлениях, где это будет экономически целесообразно. Либо же построят перехватывающие парковки, предоставив горожанам выбор: продолжать путь по пробкам либо же проехать город за максимум полчаса. Это – тот идеал, к которому стремится проект.
«Первая причина корректировки – снижение нагрузки на общественный транспорт. Мы знаем, сколько сейчас занимает дорога домой, и к 2025 году это время должно составлять 25-30 минут», – рассказывает Татьяна Морозова.
«Если мы даже совсем пробки не уберем, мы все равно отвлечем на метро 116 миллионов пассажиров в год. Из 705 миллионов, которых перевозит общественный транспорт», – рассказывает о первой очереди Мурат Тлепцеришев. «Очередность» планировки и строительства не меняется: первой планируется спроектировать и запустить линию, которая свяжет Левенцовку с площадью Карла Маркса. Направление, подчеркивают разработчики, брали не с потолка.
«Мы исходили из того, что по генплану есть строительство подземного тоннеля через вертолетное поле, который свяжет СЖМ и центр. На западном направлении такой альтернативы нет. Когда будет полностью введена Левенцовка, с емкостью в порядка 100 000 жителей, здесь просто наступит коллапс, движение будет парализовано», – говорит руководитель МУ «Управление Метро Ростова».
Корректировки Генплана учитывают вынос ростовского аэропорта и строительство южного хаба, добавляет Татьяна Морозова: одна из линий пройдет как раз по его территории. Проект изменений скорректирован с учетом тех объектов, которые планируется построить к чемпионату мира по футболу. Более того, повторяет Мурат Тлепцеришев: первую линию строители в силах сдать к значимому спортивному событию.
«Но я подчеркну, что 2018 год – это не твердо закрепленная дата, не конечная цифра. Это пожелание ростовчан и наши расчеты. Возможность уложиться в эти сроки есть, и будет очень хорошо, если метро станет первым из трех крупных объектов, которые планируется построить. И метро будет работать на южный хаб и стадион», – продолжает он. Полный пакет поправок не погрязнет в кабинетах: в течение ближайших месяцев с ними смогут ознакомиться все желающие. Это предусматривается в рамках публичных слушаний.
Как рассказал на пресс-конференции секретарь комиссии по проведению публичных слушаний по внесению изменений в генплан Ростова-на-Дону Александр Рыбалкин, фактически процесс уже начался – с опубликования соответствующего сообщения о начале слушаний в СМИ.
«Материалы с описанием изменений будут размещены в Донской государственной публичной библиотеке, получить к ним доступ можно по графику работы учреждения. Кроме того, по вторникам, четвергам и пятницам с 17:00 до 18:00 мск будут дежурить представители заказчика и разработчика проекта, они смогут ответить на все возникающие вопросы. Запланированы встречи со специалистами. Законодательно публичные слушания могут продолжаться не менее одного и не более трех месяцев. Мы планируем завершить процедуру до 15 сентября. После этого будет оформлено заключение, и материалы будут переданы в Государственную думу на рассмотрение и утверждение, после решения думы Генплан считается скорректированным», – рассказал Александр Рыбалкин.
После того, как ростовский долгострой будет «узаконен», начнется само проектирование. Провести конкурс «Управление метро Ростова» рассчитывает уже в этом году, на проектные работы будет отведено, как того требует законодательство, до 2,5 лет. За это время первая линия ростовского метрополитена будет «прорисована» до последней черточки: начиная от глубины залегания станций и заканчивая обликом вестибюлей. Предварительно же известно, что «лицо» Ростова от присутствия метро особо не изменится: 60% станций будут глубокого залегания, 40% – мелкого. И лишь в одном случае – в районе трех вокзалов – «подземка» выйдет на эстакаду. Превращать город в одну большую яму и изымать под строительство огромные кварталы не планируется.
Фото: Фото МУ «Управление Метро Ростова»