За качество и безопасность пассажироперевозок в Ростове-на-Дону всерьез взялись и инспекторы ГИБДД, и чиновники. Козырем власти считают грядущее повышение цен на проезд в маршрутных такси. В разы готовы поднять штрафы за нарушения ПДД и правил перевозок сотрудниками транспортных предприятий и федеральные законодатели. Причина столь серьезной активности – рост ДТП с участием общественного транспорта в 2010 году.
Войну водителям общественного транспорта, которые нарушают ПДД, руководство донской госавтоинспекции объявило под занавес минувшего года. Однако переломить ситуацию не удалось: 2010 год завершился ростом «автобусных» ДТП и увеличением – почти на четверть – числа пострадавших в них. Пятая часть зарегистрированных ДТП – всего 60 случаев – произошла по вине водителей транспортных средств. Из-за действий водителей погибли девять человек, 139 получили ранения. Почти половина от общего числа ДТП с участием общественного транспорта произошла в Ростове-на-Дону. По данным ГИБДД Ростовской области, особо отличились водители АТП-5, «Ростов-Авто», ОАО РГАТП-1 а/к 1558, «Ренат-Транс», «Янтарь-1», РТК «Русэлтранс», ТК «Авто-Лайн». В феврале транспортников ожидал серьезный разговор с начальством ГИБДД и представителями прокуратуры Ростовской области.
«Анализ организации пассажирских перевозок показывает, что длительное время не пересматриваются схемы маршрутов автобусов и количества маршрутных такси. В результате объем пассажирского транспорта на магистральных улицах создает пробки, автобусы не имеют возможности подъехать к остановкам, зачастую посадка и высадка пассажиров происходит во втором ряду. Большая часть маршрутов дублируют друг друга. При опросах водителей установлено, что перевозка без оформления необходимых документов совершается с молчаливого согласия линейных контролеров на маршрутах, а также руководителей пассажирских предприятий», – добавил несколько мазков к общему полотну начальник УГИБДД ГУВД по Ростовской области Игорь Безотосный.
Он подчеркнул, что сотрудников АТП в этом году будут привлекать к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Вопрос о возобновлении такой практики прорабатывается. Не исключено, что до конца года ужесточится и ответственность в рамках КоАП – справедливоросс Антон Беляков внес на рассмотрение Госдумы ряд поправок. Они вводят административную ответственность за выпуск на линии неисправных транспортных средств, а также за допуск к управлению общественным транспортом нетрезвых водителей.
«В настоящее время при обнаружении неисправностей у транспортных средств, выпущенных на линию, по закону полагается взыскать штраф в размере одной тысячи рублей с лица, ответственного за их осмотр и эксплуатацию. То есть с работника предприятия, а не с юридического лица. На фоне 375 миллионов рублей, которые, по данным СМИ, ежедневно зарабатываются в этой сфере, такая санкция выглядит смехотворно», – цитирует пресс-служба СР слова депутата. Он считает, что пришло время для решительных действий и серьезных санкций.
«В случае принятия законопроекта за незарегистрированное транспортное средство или отсутствие техосмотра будут штрафовать автособственника на сумму от 50 тыс до 100 тыс рублей, за технические неисправности и ложную госрегистрацию – от 100 тыс до 200 тыс рублей, за пьяных или «бесправных» водителей маршруток предприятие заплатит 150-250 тыс рублей», – предлагает Антон Беляков.
В администрации Ростова-на-Дону плачевное состояние солидной части подвижного состава и нехватку профессионалов объясняют убытками, которые несут АТП. Как сообщил на пресс-конференции заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по вопросам экономики Виталий Золотухин, за девять месяцев 2010 года все 10 АТП, которые осуществляют перевозки с помощью маршруток, понесли убытки – в общей сложности 132 миллиона.
«У нас 800 человек не хватает водителей по городу. Есть случаи, когда у АТП простаивают абсолютно новые машины, их просто некому вести», – продолжил тему замглавы администрации Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Виктор Кочерга.
Ориентировочно с 11 марта ситуация должна исправиться: впервые за три года в Ростове-на-Дону увеличится тариф на проезд в маршрутных такси. Плюс в четыре рубля – стоимость разовой поездки возрастет с 14 до 18 рублей – городские власти намерены использовать как аргумент в повышении безопасности перевозок. Виктор Кочерга конкретизирует: водителям придется бросить курить, хамить и перевозить стоящих пассажиров.
«Мы проводим рейды, но АТП нам говорили, что из-за низкого тарифа и отсутствия рентабельности они вынуждены были иногда нарушать ПДД. Теперь, когда тариф будет выше, у нас больше появится жесткости требования исполнения правил перевозок», – убежден заместитель мэра по транспорту и дорожному хозяйству.