О предстоящем переходе на безнал сегодня известно практически все. Медяки и мятые бумажки в общественном транспорте уже в декабре начнут вытеснять пластиковые карты. Их можно будет купить напрямую у водителя, а пополнить – через специальные терминалы. Директор Департамента транспорта Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов раскрыл журналистам все карты и даже показал, как система будет работать.
О безналичной системе оплаты проезда в Ростове-на-Дону до этого дня можно было сказать, что она когда-нибудь будет. Когда именно, чиновники говорили несколько раз, и всякий раз сроки смещались. Директор Департамента транспорта Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов начинает разговор с собравшимися в пресс-центре «Комсомольской правды» журналистами именно с этого: почему проект растянулся на почти четыре года.
«Разговоры действительно шли с 2006 года, заниматься этим начали в 2007-м. Системы безналичной оплаты проезда действуют в нескольких городах, однако их схемы нас не устраивали – ни турникеты, как это сделано в Москве, ни кондукторы, как в Новосибирске. Главное условие Ростова-на-Дону – оплата должна была происходить без участия водителя, который сегодня выполняет обязанности по приему оплаты», – рассказывает Геннадий Клейменов.
Во многом ростовская специфика и затянула сроки работы: готового решения для южной столицы попросту не было. Причем дело не только в технике: по условиям конкурса, безнал – целиком инвестиционный проект, где АТП не платят ни копейки, а муниципалитет лишь оплачивает выпуск карт льготникам. Однако в итоге схему разработали: желтый ящичек и набор заготовок карт ожидают своего часа в пресс-центре. Пока же – немного теории.
«Оплата будет происходить при входе в переднюю дверь – пассажир прикладывает карту к считывающему устройству, у водителя есть служебная карта, с помощью нее он подтверждает платеж, распечатывается чек. Сейчас такими устройствами полностью оборудованы два АТП – маршруты 94 и 96 «Транссервиса» и троллейбусы «Русэлтранса», идет оборудование МТК. До середины января мы оснастим все АТП», – продолжает директор Департамента транспорта.
Приобрести карты можно будет уже в середине декабря у водителей. Пассажирам предложат не «голую» карту, а сразу пакет стоимостью в 105 рублей. 50 стоит сама карта, еще 50 уже лежат на счете, пять рублей – это сбор за выпуск карты и обслуживание. Пополнить счет можно в специальных терминалах – их по городу уже в середине января будет 56, в местах следования основных маршрутов. Комиссию за взнос денег они брать не будут. Молниеносного перехода на карты не произойдет: водители также будут принимать и наличные, наличными можно будет расплатиться и в случае, если деньги на карте закончились. В конверте будет и чек. Геннадий Клейменов предупреждает: его выбрасывать ни в коем случае нельзя.
«По этому чеку вы можете вернуть карту, если она вам больше не нужна, – вы переезжаете либо что-то еще. Также только при наличии чека можно будет заблокировать карту, если вы ее потеряли», – говорит он.
Первоначально проезд по карте будет стоить столько же, сколько и при оплате наличными: 10 рублей в трамвае и троллейбусе, 11 – в автобусе. Однако, надеются в Департаменте, это – временное решение.
«Сейчас в документах по тарифам не прописано, что могут быть вариации, но в дальнейшем тариф при безналичной оплате должен быть ниже – минимум на рубль», – заявляет Геннадий Клейменов.
Отдельной головной болью разработчиков были льготники. Сейчас отдельная схема проработана и в этой сфере. Так, федеральные и региональные льготники пока не смогут ощутить преимущества безнала: они продолжат пользоваться проездными в установленном порядке. Пенсионеры, в случае с которыми половину стоимости поездки оплачивает город, могут бесплатно получить карточки в отделах соцзащиты. А учащиеся, которые также платят 50%, – написав заявления по месту учебы. Правда, им карточки оформят за деньги.
Еще один популярный среди горожан вопрос – эксплуатационные характеристики. Разработчики системы обещают, что карточка прослужит внушительный срок.
«Пять лет – это тот срок, на который распространяется гарантия. Срок «жизни» карты составляет 7-10 лет, срок действия – 10 лет», – поясняет генеральный директор ООО «Ростовтранспорт» Михаил Коршунов.
Никаких комиссий и дополнительных платежей, кроме стоимости самой карты, ростовчанам делать не нужно, подчеркивают создатели проекта. Разве что если «наклюнется» возможность вносить средства через «обычные», а не специальные, терминалы: такие переговоры сейчас идут.
Главные ожидания от системы – это оздоровление дорожной ситуации и повышение безопасности дорожного движения, подчеркивает Геннадий Клейменов. Время остановки сократится: водителя избавят от необходимости что-то подсчитывать, давать сдачу, пассажиры не будут долго шарить по карманам, выискивая мелочь для оплаты. А значит, надеются транспортники, автобусные «хвосты» на остановках уйдут в прошлое. Выиграют и АТП: по подсчетам, которые озвучивает Геннадий Клейменов, выручка должна возрасти не менее чем на 15-20%. За счет чего, журналистам демонстрируют в рамках небольшой презентации. Желтый ящичек, наконец, показали в работе.
Карточка прижимается к считывателю, звучит женский голос «Оплата произведена», выскакивает чек – можно проходить в салон. Если денег не хватает, все тот же голос сообщит: «Недостаточно средств для оплаты» – стоит поискать наличные. Данные о каждом прикосновении карты сохраняются в памяти устройства, после того, как водитель возвращается в парк, «снимается касса»: вся информация с ящичка поступает в общую базу. Ее вид выводит на экран проектор. Можно проанализировать все – считается количество пассажиров, объемы выручки. Нажатие клавиши – и система выводит данные о пассажиропотоке с разбивкой по часам, дням недели, месяцам, просчитывает рентабельность маршрута.
Фото: Фото автора