Первым южнороссийским городом, где в общественном транспорте можно расплатиться электронными карточками, а не привычными монетами и купюрами, стал... Краснодар. Столица кубанского казачества опередила ростовских транспортников, причем – с солидным отрывом. По сведениям администрации Ростова-на-Дону, система безналичной оплаты проезда в городе будет внедрена в следующем году: более точные сроки не называются.
Переход общественного транспорта Ростова-на-Дону на «карточную» систему оплаты проезда на определенном этапе начал напоминать историю ростовского метро: идея есть, а его нет. Чтобы привыкнуть к оплате при входе на переднюю дверь в середине 2007 года, ростовчанам потребовалось много нервов и довольно продолжительный период времени. Наградой за терпение и неудобства, как заявили тогда же, должна была стать новая система оплаты проезда. Однако шло время, сроки сдвигались, и в итоге звание «безналичной» столицы юга России досталось Краснодару. Готовую – с пылу с жару – систему «виртуальной» оплаты проезда здесь запустили с 15 октября.
«Такой своеобразный «электронный кошелек» краснодарцев полезен и выгоден для всех участников проекта. Для краснодарцев – возможность не только сэкономить время на покупку проездных, но и реально ощутить на себе повышение качества обслуживания. Для городского бюджета – это возможность адресного предоставления льгот и оптимизация расходов. Ну а для перевозчиков – возможность ведения круглосуточного мониторинга пассажиропотока», – объяснил преимущества новой системы начальник Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Анатолий Панин.
За опытом краснодарцы ездили в Новосибирск, где система уже работает. Сегодня безналом пользуются жители 11 (теперь уже вместе с Краснодаром) городов. Внедряла систему группа компаний «Золотая корона» – она же подавала заявку на внедрение безнала и в Ростове, однако из-за неполного пакета документов к конкурсу компанию не допустили. Напомним, что в Ростове-на-Дону внедрением системы оплаты проезда занимается московская компания ООО НТЦ «Измеритель». На инвестора в этом случае ложится основное бремя расходов.
«Инвестиции в установку оборудования составили в общей сложности 40 млн рублей, еще 15 млн рублей было направлено из городского бюджета на изготовление и выдачу социальных карт для пенсионеров», – оценил «расклад» на первое полугодие 2010 года директор департамента транспорта администрации города Геннадий Клейменов.
Что касается Ростова-на-Дону, утверждают представители городской администрации, о внедрении безнала никто не забыл. Процесс идет полным ходом в соответствии с теми договоренностями, которые были достигнуты. Долгое время отсутствовавшее взаимопонимание с АТП найдено, весной «пионером» внедрения безнала стало АТП-3 «Транссервис». Именно его подвижной состав первым оснастили оборудованием.
«Если автобус отклонится от маршрута или где-то будет задержка, например, из-за пробки, это сразу станет известно оператору, тут же выяснены причины произошедшего, и приняты необходимые меры. Это поможет нам сделать обслуживание пассажиров более качественным. Водители иногда, пытаясь заработать побольше, начинают и правила дорожного движения нарушать. Бывает и наоборот: подолгу где-то простаивают, собирая пассажиров, в то время пока люди ждут их на остановках. Это, конечно, неправильно. Нужно искоренять эту проблему. Именно поэтому, я думаю, от внедрения системы безналичной оплаты проезда все – и водители, и пассажиры – только выиграют», – оценил систему директор АПТ-3 Вячеслав Караев.
«Уже одно из крупнейших предприятий – АТП-3 "Транссервис" – оборудовано полностью. Весь подвижной состав, места кассира, диспетчера на предприятии. Также весь троллейбусный парк – компания "Русэлтранс" – уже оборудован. С 25 октября производится оборудование подвижного состава АТП-5. Планируется до конца года эту систему пустить в реализацию», – рассказала о ситуации к настоящему времени заместитель директора Департамента транспорта администрации Ростова-на-Дону Елена Дедова.
Впрочем, перед пуском в реализацию предстоит реализовать еще один этап: организовать выдачу и продажу этих самых пластиковых карточек. Во все том же Краснодаре, к примеру, «голая» карточка стоит 90 рублей и продается в тех же киосках, где торгуют проездными. Там же на счет карточки заносят любую, на усмотрение пассажира, сумму средств: аналог уже освоенного и ростовчанами процесса «положить на телефон». Теперь можно ехать – но пока только на муниципальных трамваях и троллейбусах, а также 28 автобусах одного из коммерческих перевозчиков. Кстати, в роли «второго на юге» у Ростова-на-Дону есть немаловажный плюс: как будет происходить внедрение, и с какими сложностями предстоит столкнуться, можно отследить на примере соседа.