Ростов-на-Дону готовится к получению трамваев производства Siemens. Правда, сам вопрос о начале их сборки и поставок еще не решен. Тем не менее, трамвайное полотно приводится в порядок, а для того чтобы трамваям будущего хватило питания, решается вопрос со строительством подстанции.
Потенциальный повод для общероссийской гордости в Ростове-на-Дону – трамвай – пребывает в жалком состоянии. Единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм) сегодня вернулась практически во времена конки: в 1900 году в Ростове-на-Дону было четыре маршрута, в 2010-м – пять. Их обслуживает 73 единицы подвижного состава. Еще несколько десятилетий назад районы Ростова соединяла сеть из 18 трамвайных маршрутов, по городу ходили 330 трамваев. Сохранить хоть «рожки да ножки» – так долгие годы звучала задача-максимум ростовского трамвая. Не так давно поставлен курс не на выживание, а на развитие. Помочь в этом снова должны иностранцы. В 1887 году ростовскую конку открыло Бельгийское акционерное общество, спустя 123 года надежды связывают с немецким концерном Siemens.
«Мы вели переговоры с отечественными производителями, по городу ходит 17 вагонов Усть-Катавского завода, все работает хорошо, надежно, но есть ряд моментов, которые делают их не совсем комфортными. Вы знаете, что это – транспорт социальный, им пользуются пожилые люди, пенсионеры, которым не всегда удобно преодолевать эти три ступеньки, чтобы войти в салон. Поэтому мы все-таки надеемся, что федеральный проект совместного производства подвижного состава Siemens в Тихорецке будет реализован», – говорит заммэра Ростова-на-Дону по вопросам дорожного комплекса Виктор Кочерга.
Протокол о намерениях между Siemens и городской администрацией подписан еще в ноябре 2010 года, согласно ему, МУП «Ростовская транспортная компания» (РТК) получит 12 вагонов немецкой марки.
«Модель точно не определена, это будут 18-метровые низкопольные трамваи на трех тележках, а не на двух, как отечественные, что снижает давление на пути. Вес – примерно 20 т, вместимость – 150 человек при плотности четыре человека на 1 квадратный метр», – рассказал в интервью «Ведомостям» в феврале 2010 года генеральный директор МУП «Ростовская транспортная компания» (РТК) Игорь Политика.
Ожидается, что средняя стоимость машин тихорецкой сборки будет на 30% ниже «европейцев», которые стоят 1,2-1,5 млн евро. При этом в случае открытия российского производства Ростов сможет получить трамваи в рамках федеральной программы софинансирования, когда 70% стоимости выплачивает федерация, а 30% вкладывает муниципальный бюджет. Правда, сам проект сборки еще находится в стадии реализации, однако заявку на приобретение новых вагонов город уже подал. И начал готовиться к встрече с Siemens.
«Мы взяли на себя обязательство усилить нашу электроэнергетику, и сейчас мы приступаем к строительству 25-й подстанции на Нижегородской, чтобы поддержать трамвайный маршрут №1 и троллейбусы, которые движутся по Большой Садовой и Советской, – обрисовывает ситуацию Виктор Кочерга. – Ведем планомерно, хотя и не такими темпами, как хотелось бы, перекладку трамвайных путей. Мы сделали уже Театральную, 28-ю Линию, площадь Свободы, сегодня от нее идем в сторону 13-й Линии. Таким образом, планируем подойти к железнодорожному вокзалу».
Такими темпами, резюмирует Виктор Кочерга, через 3-4 года маршрут «единицы» будет полностью готов к пуску европейских низкопольных трамваев.
Правда, ложку дегтя в бочку «трамвайного» меда добавили российские конкуренты немецкого концерна. По их мнению, в случае закупки подвижного состава от Siemens Ростов к статусу единственного города с европейской колеей добавит статус обладателя весьма дорогих трамваев. Так, низкопольные трамваи производства Петербургского трамвайно-механического завода стоят примерно 25 миллионов рублей, а стоимость низкопольного 27-метрового вагона, отметили в дирекции Усть-Катавского вагоностроительного завода, в два раза ниже тихорецкого Siemens.
«Трамваи Siemens великолепны, но при существующих тарифах на проезд их закупка и модернизация путевой и энергосистемы не окупятся никогда, – заявил «Ведомостям» гендиректор торгового дома Усть-Катавского вагоностроительного завода Феликс Винокур. – Российский рынок не готов к низкопольным трамваям, даже Москва с ее бюджетом не может позволить переход на них».