Ксеноновые фары стали настоящим яблоком раздора, которое обострило взаимоотношения не только между ГИБДД и автомобилистами. Как показала прошедшая в Ростове акция протеста, единого мнения нет и среди самих водителей. Тем временем ГИБДД публикует все новые уточнения по применению новых норм, а юристы добиваются побед в «ксеноновых делах».
К законодательным инициативам можно относиться как угодно, однако запрет ксенона остается самой спорной мерой. Даже участники протестных акций далеки от общего мнения. Это показал недавний митинг в Ростове-на-Дону.
«Я если вижу на трассе ксенон, просто из кармана достаю что-нибудь тяжелое и запускаю в фары. Достали уже», – признается один из участников байк-движения.
«Дело не в самом ксеноне, а в неправильной регулировке. Одно дело – действительно неотрегулированный «левый» ксенон, другое – правильно установленный», – высказывает свое мнение представитель инициативной группы автомобилистов и мотоциклистов Роман Нисифоров. Он добавляет, что до ужесточения ответственности нужно было разработать единый стандарт регулировки фар. И вообще, подчеркивает Роман, дело, по сути, не в самих тонкостях с ксеноном, а в том, как это использую инспекторы ГИБДД.
«Хотя есть разъяснения ДОБДД России по поводу механизма по ксенону, а постановление о лишении прав принимает суд, уже были прецеденты, когда борьба с ксеноном приобретала нехорошие черты. Более того – работающие на местах сотрудники зачастую сами не знают законодательства. Был случай, когда сотрудники инспекции остановили нашего активиста и попытались по поводу ксенона на него воздействовать. Однако он предложил позвонить в дежурную часть и выяснить, что будет законно в этой ситуации, ему просто пожелали доброго пути и отпустили», – рассказывает Роман Нисифоров.
Согласно последним разъяснениям Департамента ОБДД МВД России к вопросу об использовании «ксеноновых» фар, которые датированы 17 мая, индульгенцию получают владельцы легального ксенона, и как можно быстрее заменить газоразрядные лампы на лампы накаливания советуют любителям доработки своих авто в полулегальных автомастерских.
«Следует уточнить, что речь идет лишь о привлечении к ответственности водителей тех автомобилей, у которых в фары, предназначенные для использования с лампами накаливания (в том числе галогенными), установлены газоразрядные источники света («ксеноновые» лампы). Такие фары не предназначены для этого типа источников света, соответственно, их свет распределяется таким образом, что ослепляет других участников дорожного движения, – говорится в документе. – Необходимо также пояснить, что контроль за соответствием внешних световых приборов установленным требованиям, в соответствии с вышеназванным указанием, будет осуществляться государственными инспекторами технического надзора как при проведении государственного технического осмотра, так и при проверке ими технического состояния транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением», – разъясняет в официальном письме Департамент.
С демонтажем «колхозного» ксенона согласно большинство автовладельцев, однако у правозащитников сомнения вызывает квалификация проступка. ГИБДД предложило применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ – именно по ней ксенон тянет на лишение прав.
«Возникает немало вопросов о правильности квалификации указанного правонарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Необходимо отметить, что, помимо письма ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (НИИАЭ), по данному вопросу имеется судебная практика, подтверждающая правильность указанной квалификации. В частности, данный вопрос был рассмотрен Верховным Судом Российской Федерации (постановление по делу № 11-АФ09-1246 от 15 декабря 2009 года) в рамках надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении гражданина, управлявшего транспортным средством с газоразрядными источниками света, установленными в фары типа CR (HCR), которым также подтверждена правильность квалификации указанного правонарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ», – поясняют позицию в Департаменте.
Однако у правозащитников другое мнение и свои судебные прецеденты. Как сообщает Комитет по защите прав автомобилистов, первый же суд по ксенону, который прошел в Тольятти, закончился победой автовладельца. 12 марта при поддержке юристов Комитета суд переквалифицировал третью часть на первую и вернул дело в ГИБДД. Часть первая грозит автовладельцу штрафом в 100 рублей. В комитете даже разработали специальную памятку – «Десять заповедей ксенонщика». Однако документ, который призван помочь владельцам авто с сомнительным ксеноном правильно выстроить линию защиты, все же завершается обращением к адресатам.
«Несмотря на то, что я написал памятку и всячески защищаю тех автомобилистов, которых, на мой взгляд, не совсем законно хотят лишать водительских удостоверений, я присоединяюсь к просьбе огромной армии автомобилистов, которых слепят фары встречных автомобилей. Уважаемые автомобилисты, думайте не только о себе, но и о встречных машинах, которые вы слепите. Приведите свои машины в соответствие с требованиями законодательства. Если вам и получится избежать административного наказания за «ксенон», то думайте и о том, что ослепленный вами встречный автомобиль может и в вас поехать», – обращается к автовладельцам Председатель МРОД «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов.