На автомобильные навигаторы, поддерживающие только GPS, планируют поднять таможенные пошлины. А все потому, что на широкий рынок выходит российский игрок – «Глобальные навигационные системы». План по увеличению ввозных «тарифов» находится на финальной стадии разработки, и в течение марта его представят на согласование. Рост пошлин можно ожидать уже к концу нынешнего года.
Еще в 2009 с предложением ограничить ввоз автомобилей с навигационными системами, которые не поддерживают отечественный ГЛОНАСС, выступал Анатолий Перминов. «Нужда заставит автовладельцев использовать нашу аппаратуру», – заключил тогда глава Роскосмоса. Следуя этой «конкретной» позиции, переход на российскую систему навигации теперь пытаются стимулировать за счет заградительных мер.
Первые навигаторы Glospace SGK-70 появились на рынке в декабре 2007 года, причем первую партию устройств раскупили всего за несколько часов. Сейчас история с поставками не изменилась. В представительстве ЗАО «Русские навигационные технологии», которые занимаются в том числе и внедрением системы ГЛОНАСС, рассказали, что партии товара достаточно малы и приходят в регион раз в полгода. «Мы ожидаем поступление в марте-апреле, но все устройства уже зарезервированы, поэтому желающим купить блок с ГЛОНАСС придется ждать до сентября», – уточняет директор компании Эдуард Андрианов.
Подобная ситуация не означает, что на русскую систему вдруг появился неожиданный спрос. «Сейчас нашими основными клиентами являются муниципальные компании, которым до сентября нужно оснастить свой транспорт системами навигации. Обычные физлица используют традиционные GPS», – поясняет г-н Андрианов. То есть ажиотаж объясняется больше временным лимитом, который отвели власти на оснащение пассажирского транспорта, а не реальным преимуществом системы. Которая, кстати, имеет на сегодняшний день существенные нарекания.
Связаны они, в первую очередь, с точностью отображения информации. «Огрехи в системе пока такие, что расхождение с реальностью может оцениваться сотнями метров. Спутников сейчас запускается все больше, поэтому надежды на совершенствование системы все же есть», – считает Эдуард Андрианов. Кроме того, навигационные блоки уступают западным устройствам в компактности. Пока это семидюймовый сенсорный дисплей, с габаритами 188 х120 х35 мм и массой фактически в полкилограмма! Да еще и антенна, торчащая из корпуса добавляет своего шарма. Может, для пассажирских автобусов или лайнеров это нагромождение и не портит картину, но на консоль компактного авто устройство вряд ли гармонично впишется.
В связи с описанными погрешностями систему ГЛОНАСС пока лучше использовать вкупе с GPS. Если первая дает сбой, то вторая вступает в действие автоматически. Конечно, установка «двойной» системы дороже, чем моно-навигатора, но в условиях безвыходности придется раскошелится. В среднем она обойдется в 24 тысячи. Установить GPS-блок можно за 10-15 тысяч. Специалисты «Русских навигационных технологий» считают, что, если ГЛОНАСС все же будет работать качественно и поставки примут массовый характер, то и отечественная навигация выйдет на уровень 10-15 тысяч. «Если все будет систематично функционировать, и цены на русскую продукцию станут меньше, чем на импорт, то ГЛОНАСС вполне может стать конкурентоспособным явлением», – считает Андрианов.
Ну а пока разработчики обещают усовершенствование системы и рассчитывают на господдержку. Пока она выражается в денежных вливаниях в проект и обещанием железного занавеса. Уж очень ситуация напоминает манипуляции с АвтоВАЗом и пошлинами на иномарки.