Донские автомобилисты могут вздохнуть с облегчением. Произошло то, на что никто даже не надеялся: областные власти решили не поднимать транспортный налог. Принятие такого решения в Законодательном собрании области мотивируют нецелесообразностью изменений. Власти посчитали, что нагрузка, которая ляжет на плечи автомобилистов, несоизмерима с относительно небольшой прибавкой к бюджету.
История с изменением базовой ставки транспортного налога развивалась в лучших традициях американского триллера: завязка, несколько неожиданных поворотов сюжета, нагнетание страстей, кульминация и, когда нервы всех автомобилистов уже были на пределе – неожиданный хеппи-энд.
Напомним, как было дело. Сначала депутаты Госдумы, приняв закон в третьем чтении по «ускоренной» схеме, сами же, еще до конца заседания, сославшись на технические нарушения, решили переголосовать на следующей неделе. Позже, 13 ноября, закон все-таки приняли. В соответствии с ним, базовая ставка транспортного налога должна была увеличиться в два раза. При этом региональным властям разрешалось самостоятельно уменьшать транспортный налог в десять раз или же увеличивать в пять раз. Однако этот вариант закона не понравился сенаторам: 17 ноября Совет Федерации потребовал его изменить. В итоге, Госдума решила оставить базовую ставку неизменной, предоставив властям субъектов РФ право самостоятельно решать этот вопрос: в соответствии с законом, на местном уровне можно увеличить или уменьшить налог в 10 раз. Таким образом, судьба донских автомобилистов оказалась всецело в руках губернатора и областного парламента. И вчера, наконец-то, появилась ясность в этом вопросе.
Радостную весть о том, что в Ростовской области ставка по транспортному налогу останется на уровне 2003 года, первым сообщил председатель донского парламента Виктор Дерябкин. Законопроект об изменении транспортного налога в Ростовской области вообще рассматривать не будут.
Начальник пресс-службы Заксобрания Сергей Тюрин поясняет: «Это принципиальная позиция и губернатора, и донских парламентариев. Если повысить транспортный налог, доход в бюджет возрастет не значительно, а вот нагрузка на владельцев автомобилей станет огромной».
Усмотрел заботу о гражданах в позиции властей и правозащитник Евгений Шельмин. «О налогах говорили много, но даже в самом начале, как мне кажется, всем было понятно – для человека, автомобиль которого стоит три миллиона рублей, увеличение налога до 70 тысяч в год не будет существенным. Зато владелец «жигуленка» или средней иномарки ощутит на себе и своей семье нехватку денег, пусть и в одном конкретном месяце, – рассуждает он в беседе с корреспондентом 161auto.ru. – Нельзя не отметить то обстоятельство, что донская власть, так или иначе, отражает интересы жителей нашей области. Вспомним ту же монетизацию льгот…».
Однако скептический ум правозащитника, хорошо знакомого с реалиями российской политики, тут же находит и скрытые причины, которые могли лечь в основу такого благородного жеста.
«Есть два варианта, почему Государственная дума все же пересмотрела принятый в трех чтениях закон, – анализирует затяжную историю с принятием закона Евгений Шельмин. – Либо действительно решили не будоражить общественность, либо это был заранее спланированный ход, результатом которого и стал отзыв закона. А донские парламентарии не стали повышать транспортный налог не по той причине, что завтра на улицы вышли бы тысячи злых водителей, не из-за того, что побоялись акций протеста или чего-то еще (с подобным в нашей стране разбираются быстро), а потому что наши законодатели в целом-то адекватные люди! В то же самое время нельзя исключить и грядущие выборы мэра города Ростова-на-Дону как один из сдерживающих обстоятельств. Ни одной власти не нужен обозленный и голодный народ!».
Измученные несколькими месяцами ожидания роста налога автомобилисты в произошедшее верят с трудом.
«Известие о том, что в нашем регионе транспортный налог увеличивать не будут, для меня стало приятной неожиданностью. Признаться, был уверен, что властьимущие в очередной раз станут латать дыры в бюджете за счет налогоплательщиков, – не скрывает удивления владелец автомобиля Toyota Echo Владимир Таегян. – Остается только пожелать, чтобы средства, полученные с транспортного налога, шли на профильные нужды: строительство, ремонт и повышение качества дорог, они у нас по-прежнему не выдерживают никакой критики».