В 2011 году российские водители избавятся от документального двоевластия. Не позднее 28 марта этого года, обещают в ГИБДД, начнут действовать права нового образца. Госавтоинспекция обещает, что переход к новому документу пройдет безболезненно. По крайней мере, для водителей.
Шаг в Европу
Новые права, внешний вод которых не менялся последние 11 лет, – это очередная попытка России стать ближе к Европе. Вместо пластиковой карточки либо ламинированного бумажного удостоверения водители с 28 марта 2011 года будут получать только пластиковые права. Но функциональность розово-голубого документа размером 8,5 на 5,4 сантиметра возрастет в разы. На обороте будет размещен штрих-код. Предполагается, что инспектор не будет вручную переписывать данные водителя, теряя время. А просто считает информацию специальным устройством - как в супермаркете.
«Европеизация» затронет и информационное заполнение прав. Вместо пяти категорий в документе нового образца предусматривается девять. Добавились категория BE – «легковой автомобиль с прицепом массой более 750 кг», CE – «грузовой автомобиль с прицепом массой более 750 кг», DE – «автобус с прицепом массой более 750 кг», а кроме того в отдельные графы вынесены «трамвай» и «троллейбус». Скутеристы и владельцы авто с АКПП могут пока вздохнуть спокойно: ГИБДД обещает взяться за них позже.
Помимо буквенного обозначения категории, вводятся пиктограммы. Взглянув на них, полицейский за рубежом сможет понять, каким видом транспортного средства вы имеете право управлять. И в случае если вы со своей категорией В захотите порулить автобусом, вам его просто не дадут в аренду.
Новые права переняли и европейскую веротерпимость. Отныне на главный водительский документ можно будет фотографироваться в головном уборе либо платке, если того требует вероисповедание. Близорукие и дальнозоркие водители могут фотографироваться в очках, но, вполне понятно, с прозрачными линзами.
В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения уточнили, что новые права фактически приобретут широкий международный статус.
«Новое водительское удостоверение полностью соответствует международным требованиям и будет признаваться действительным для управления транспортными средствами на территориях 143 стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении 1968 года», – отмечается в официальном сообщении пресс-службы департамента.
Новое лицо
Новые права будут исполнены в розово-голубых тонах: сегодня они чисто розовые. На лицевой стороне размещаются личные сведения: строго цветная фотография размером 21 на 30 мм, ФИО, возраст, дата выдачи и срок действия удостоверения, а также буквенное обозначение категории транспортных средств. На оборотной стороне находится пресловутый штрих-код и специальное поле, в котором располагаются пиктограммы категорий, их буквенное обозначение и срок действия той или иной категории. Здесь же указываются ограничения права на управление той или иной категорией. В нижней правой части размещается номер водительского удостоверения.
Легко оформить
Руководство ДОБДД обещает, что никаких сложностей с оформлением новых прав у водителей не возникнет. Права старого образца с введением новых не прекратят свое действие: они прослужат ровно столько, сколько это положено по закону. Массового тотального обмена старых прав на новые в связи с этим не предвидится: это попросту не нужно. Действовать новые права будут столько же, сколько действуют и нынешние. ДОБДД обещает, что стоимость документа не поднимется: она определяется размером налоговой пошлины, и не будет превышать 200 рублей.
Их не купишь?
Госавтоинспекция заверяет: новые права за счет использования штрих-кода будет невозможно купить. Ведь информация носит персонифицированный характер и подделать ее фактически нельзя, не обладая оборудованием для изготовления.
Правда, представители Движения автомобилистов России относятся к этому заявлению с изрядной долей скепсиса: права ведь покупают далеко не на улицах либо в переходах. Подделка прав, говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, вещь вообще неблагодарная.
«Мне непонятно, как штрих-код может защитить от покупки прав. Ведь в большинстве случаев водители не покупают права в прямом смысле слова, а дают взятки гаишникам и через них получают настоящие права, – цитирует «Ъ» слова эксперта. – Что касается фальшивок, то водительские удостоверения подделывают крайне редко, это никому не нужно».
Обратная сторона прав
Как и в любом благом начинании, во внедрении новых прав не обходится без подводных камней. Эксперты уже сегодня называют ряд сложностей, которые могут возникнуть при переходе на новую систему.
«Во-первых, речь идет о дооборудовании сотрудников ГИБДД специальными устройствами для считывания штрих-кодов. Это затраты на закупку оборудования и на обучение личного состава. Но ведь просто считать штрих-код – это еще недостаточно. Что дальше? Данные будут поступать в компьютер? Но тогда все патрульные автомобили нужно будет оснащать дополнительной оргтехникой. Распечатываться, как в случае с алкотестерами? Но тогда смысл неясен – это получается лишняя работа. Очень много сырого, недоработанного», – считает автоэксперт Юрий Герасимов.
«Идея хорошая, но меня волнует одно: знакомый подал документы на оформление загранпаспорта нового образца, а там – этот сбой техники, сроки выдачи задерживаются. А если подобное произойдет с этим штрих-кодом, что тогда? Права же выдаются по всей России, и их, я думаю, выдается больше, чем загранпаспортов. Или что-нибудь у них заглючит, и мне неизвестно, с чего какой-нибудь штраф начислят, как это банки любят делать за якобы просрочку кредита. Если техническую сторону до 2011 года наладят, тогда я "за" всеми руками», – делится опасениями менеджер строительной компании Роман Иванчук.