Путин сказал – хватит с нас иномарок, и повелел обновить чиновничьи автопарки подходящими машинами с шильдиками «Made in Russia». Это, по мнению премьера, поддержит российский автопром в трудную минуту.
Наиболее ретивые уже подхватили инициативу главы правительства. Так, губернатор Амурской области Олег Кожемяко решил действовать радикально. Он постановил распродать весь гараж администрации области, не щадя собственного Mercedes-Benz S-класса, а на вырученные деньги купить автомобили Volga Siber. По расчетам, должна остаться сдача, которую можно будет пустит на социальные нужды. А главное, чиновники надеются сэкономить на обслуживании, например, по данным «Российской газеты», на обслуживание автопарка тратилось 9,5 миллионов рублей в год, из них 1,7 миллиона рублей – на ремонты.
«Призывая население поддержать развитие отечественного автомобильного производства, мы должны сами этому следовать, – заявил амурский губернатор Олег Кожемяко. – Если пример будет последователен, то это значительно оздоровит экономику в целом Российской Федерации».
Поскольку в качестве основной ударной силы в борьбе против чиновничьих иномарок является Volga Siber, не смогла остаться в стороне и ее родной Нижний Новгород: администрация города закупила 27 «Сайберов».
«Автопарк администрации нуждался в обновлении, и поначалу средства были выделены на покупку иномарок, – сообщает пресс-служба администрации Новгорода. – Однако, учитывая сложную экономическую ситуацию, администрация приняла решение отказаться от приобретения дорогостоящих иностранных машин в пользу современных автомобилей отечественного производства».
Что это – изменение мировоззрения чиновников или просто «пиар-акция», призванная подсластить народу пилюлю?
Если «пересадка властных органов» на отечественные машины приобретет массовый характер, это приведет как минимум к двум положительным последствиям. Первое – у российских автозаводов появятся госзаказы. Новое веяние может облегчить путь к российской локализации для Ford Mondeo и Skoda Superb. Наверняка, в чиновничьих гаражах могли бы прижиться и российские Toyota Camry, если только правительство не ограничит выбор исключительно российскими моделями (хотя вопрос о «российскости» Siber очень спорный).
Второй положительный момент: прекрасная обратная связь. Если глас народа заводчане порой не слышат десятилетиями, то возмущение мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова по поводу, допустим, устрашающего «пластикового дерева» в салоне наверняка учтут по первому же требованию.
Призыв отказываться от иномарок вызвал волну возмущения среди чиновников. Так, против высказались председатель Комитета Госдумы по собственности Юрий Медведев, мэр Благовещенска Александр Мигуля, сенатор от Курганской области Олег Пантелеев и еще ряд политиков. Аргументы известны: российская машина не соответствует статусу чиновника государственного уровня, российская машина значительно дороже в эксплуатации и она чаще ломается. Также многие заявили, что российскому автопрому это все равно не поможет, и вся эта акция попахивает популизмом. Спикер Совета Федераций Сергей Миронов призвал включить в список патриотичных машин иномарки российской сборки, намекнув, что в Калининграде выпускаются неплохие BMW.
Одним словом, страна разделилась на два враждебных лагеря, и сводки с «фронтов» поступают чуть ли не ежечасно.
Администрация Ростовской области воздерживается от комментариев по поводу заявления Российского премьера. «Пока никаких указаний от губернатора области не поступало, – сказал начальник пресс-службы администрации Ростовской области Геннадий Головко. – А решения вышестоящего руководства мы комментировать не имеем права. Думаю, что и в других областях России не возникнет возражений по поводу решения Путина».
В министерстве автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области тоже затруднились с ответом. Однако, как нам стало известно, торопиться с выполнением указаний из центра тут не спешат. Все зависит от решения непосредственного руководства области. Однако пожелавший остаться неизвестным источник из департамента транспорта неодобрительно отнесся к решению губернатора Ставропольского края Валерия Гаевского. «Мы в курсе того, что Гаевский вслед за Путиным обязал чиновников приобрести отечественные машины для служебных нужд. Нельзя сказать, что это продуманное решение и что оно реально принесет хоть какую-то ощутимую пользу отечественному автопрому».
Напомним, что Губернатор Ставрополья принял такое решение буквально на третий день после заявления Путина. «Сколько времени продлится финансовый кризис, неизвестно, – заявила глава пресс-службы губернатора Елена Михина. – Но пока ситуация не стабилизируется, край будет действовать в этих рамках». Единственно, что пока обнадеживает чиновников, – иномарки никто отбирать не собирается.
Кстати, призыв Путина распространяется не только на автомобили чиновников, но и на дорожную технику. Однако сами дорожники не согласны: «В том, что Путин хочет пересадить чиновников на отечественные автомобили, возможно и есть резон, – считает заместитель генерального директора компании «Дорстроймаш» Павел Русаков. – Но вот то, что он призывает дорожников приобретать российскую строительную технику, не очень корректно. Дело в том, что импортные машины хорошо приспособлены к нашим условиям эксплуатации, они не ломаются, комфортабельны, в них легко работается. Кроме того, есть аппараты, без которых просто не обойтись. Да к тому же и стоимость зарубежной дорожной техники зачастую ниже отечественной. Да, не спорю, что по надежности наша превосходит, например китайскую продукцию, но это только на прочность «по металлу». Но наша техника все еще остается на уровне 70-х годов, да и топлива требует гораздо больше».
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ