Восемь сходов, несколько переворотов, одна сломанная ключица. Сильнейшие российские экипажи опробовали новую трассу бахи «Тихий Дон». В течение двух дней в Мясниковском и Аксайском районах кипели нешуточные спортивные страсти. Особое очарование IV этапу чемпионата России по ралли-рейдам придавало то, что он неожиданно стал общероссийским финалом.
Не только лошади летают вдохновенно...
Пятница, вечер. Самое сердце станицы Старочеркасской – атаманское подворье. За невысоким забором частной усадьбы деловито ходят куры, на лужайке пасется корова. Периодически раскаленный летний воздух пронизывает звук колокола монастырской звонницы. На фоне такой вот пасторали и раскинулся лагерь бахи «Тихий Дон».
На деле лагерь – пустырь под стенами монастыря, границы определяются деревьями, обвязанными лентой. Но за этим почти условным ограждением – совсем другой пейзаж. Космический дизайн многих автомобилей с трудом поддается описанию. Дополнительный трепет внушает то, что в палатках, разбитых прямо на территории лагеря, разместились не просто туристы, а сильнейшие экипажи России. Футболка с надписью «Дакар» здесь в порядке вещей.
На что способны гости дорогие, приблизительно становится ясно, когда колонна выдвигается на официальное открытие в Аксай. Синие машины известнейшей российской команды «КамАЗ-мастер», которая приехала в Старочеркасск в полном составе, «низко летят» над трассой.
«Где-то 140. В принципе на такой скорости они по гравийке идут», – говорит журналистам в мирно трюхающей «газельке» главный пресс-атташе бахи Игорь Гарагуля.
Сюрприз!
«Жалко, что сам принимать участие не буду. Сам трассу готовил – участвовать будет нечестно», – вздыхает организатор и основной спонсор бахи «Тихий Дон – 2008» Яков Мехтиев.
Баха стартует в субботу утром на трассе «Дон-25» Мясниковского района. Трасса, которую в течение полугода разведывал Яков Кадырович, изначально назвали очень сложной. Крутые повороты, горки и низины, трамплины – хватает всего. Жизнь экипажей осложняет еще и погода: поднимается сильный ветер, за каждой машиной следует ниспадающий столб пыли, который заставляет понервничать экипаж, идущий следом.
«Сложность еще и в том, что экипажи не знают трассы. Если в классическом ралли они знакомятся с маршрутом заранее, то здесь экипаж получает легенду за шесть часов до старта. И штурман за это время должен полностью расписать ход движения, все препятствия на пути с точностью до нескольких метров», – поясняет пресс-секретарь бахи Елена Зайцева.
Итог не заставляет себя долго ждать. В первый день с маршрута сходят сразу восемь экипажей, причем один – буквально на старте суперскоростного участка (ССУ).
«Экипаж из Москвы со стартовым номером 211 ушел после трамплина. Машина перевернулась несколько раз и в итоге оказалась на крыше», – говорит Елена Зайцева. На одном из поворотов уходит даже КамАЗ. Член экипажа получает довольно серьезную травму – перелом ключицы. Впрочем, в первый день это самая серьезная травма.
Все ходы записаны
К чести организаторов, риск для здоровья они учли по полной. За участниками постоянно присматривают два вертолета. На особо сложных участках дежурят спасатели. Но кроме того, впервые в истории российского чемпионата применяется уникальная техническая фишка – глобальная система контроля. Выглядит это так. На каждую машину вешается специальный датчик. В отдельной палатке перед мониторами ноутбуков сидят три человека. На экранах компьютеров – карта бахи, на которой отражается положение всех экипажей.
«С помощью системы можно отследить и скорость каждого экипажа, и время прохождения маршрута. Это особенно удобно, когда время прохождения примерно одинаковое и победителя определить сложно», – говорит представитель компании «Атум» Надежда Слепцова, сидящая за монитором ноутбука Acer нечеловеческих размеров.
«Мы видим все хитрости участников. Например, кто-то срезает участок трассы, чтобы выиграть время. Или просто отклоняется от маршрута. А если с автомобилем что-то происходит, то срабатывает спецсигнал. При наличии этой системы можно оперативно найти машину в случае ЧП, быстрее оказать медицинскую помощь», – дополняет коллега Надежды Михаил Пивоваров.
Победила техника?
Незадолго до старта статус бахи «Тихий Дон – 2008» повысился. Из IV этапа российского чемпионата она стала финалом. Причина – из-за проблем с подготовкой сорвалась баха «Хазарские степи» под Астраханью, запланированная на октябрь. Поэтому уровень конкуренции среди спортсменов описать несложно.
Итоговая ведомость выглядит так. В классе Т1 21 секунду у соперников вырвал экипаж команды «Нарт тайм» из Питера – пилот Руслан Мисиков и штурман Сергей Таланцев. В классе Т-2 – представители той же команды, полные тезки и однофамильцы – Дмитрии Павловы. Все участки они прошли примерно за шесть с половиной часов. В национальном зачете первое место у Юрия Боровикова и Анатолия Семенова, экипажа все той же питерской команды «Нарт тайм».
В грузовом классе Т4 команду-победителя определить было несложно: за победу здесь соревновались пять экипажей «КАМАЗ-Мастера». Вне конкуренции оказался экипаж Владимира Чагина. Хотя изначально лидер команды ехал на Дон далеко не за победой. Чагин вел автомобиль, который подготовили для «Дакара», и должен был прежде всего испытать машину.
«Для него эта гонка будет рваной, ему придется останавливаться, проверять работу узлов и агрегатов, замерять температуру, исправлять поломки. Если Чагин проедет надежно, без поломок и иных проблем, то мы будем считать, что этот вариант автомобиля подготовлен для грядущего «Дакара» до начала бахи, – рассказал руководитель команды «КамАЗ-Мастер» Семен Якубов.
Собственно, новую машину испытывал и Руслан Мисиков. Обновленный Nissan Pickup он увидел незадолго до «Тихого Дона». Новую модификацию обкатывал под Ростовом и Борис Гадасин (одноплеменник Мисикова), занявший в итоге второе место в классе Т1.
Пока это только итоги ростовского этапа. Кто стал российским победителем, станет известно чуть позже.