У владельцев «Жигулей» и «Лад» всех моделей и годов выпуска на этой неделе – заслуженный праздник. 38 лет назад Волжский автозавод продал первый товарный автомобиль – знаменитый ВАЗ-2101 «копейка». Память легендарного авто в Ростове увековечила госавтоинспекция. Но даже беглое исследование показало, что «Жигули» для региона по-прежнему – знаковое имя.
Первую «копейку» 1970 года выпуска можно сегодня увидеть в музее тольяттинского автогиганта. Первым покупателем остродефицитного автомобиля стал, что вполне естественно, замначальника цеха тольяттинского завода «Волгоцеммаш» Владимир Пенкин.
«Почти два десятка лет эта вишневая «копейка» безупречно служила Владимиру Михайловичу в поездках на охоту и рыбалку, в путешествиях по Прибалтике и Золотому Кольцу. В 1989 году Владимир Пенкин по предложению Волжского автозавода передал тот автомобиль в музей истории предприятия, получив в подарок хэтчбек семейства Lada Samara», – описали трогательную историю в пресс-службе ОАО «АвтоВАЗ».
Имя первого ростовского «жигулевода» доподлинно неизвестно. Но сегодня Ростов – один из немногих городов России, где «копейка» удостоена памятника. Правда, не за «гражданскую» популярность, а за боевые заслуги. ВАЗ-2101 в течение довольно долгого времени был на вооружении госавтоинспекции. К 90-летию ГАИ заслуги автомобиля вознесли на постамент у здания полка ДПС УГИБДД ГУВД РО. Въезжающие в Ростов по М-4 с московского направления не раз видели желтый автомобиль со всеми служебными «наворотами».
Название «Лада» вместо привычного «Жигули» появилось в 1973 году. Первоначально это имя предназначалось исключительно для экспортного варианта продукции – слово «Жигули» иностранцам произносить трудновато. Плюс ко всему сразу в нескольких языках слово имело не самые приятные аналогии. Так, в венгерском похожее по звучанию выражение «щикули» относится к разряду нецензурных. Со временем политкорректное и благозвучно «Лада» полностью вытеснило из официального оборота название «Жигули».
«Обычная старая патрулька, которую в свое время списали из-за непригодности. Неминуемо бы оказалась в металлоломе, но поступило предложение поставить памятник сотрудникам службы, обеспечивавшим порядок и безопасность на дорогах. Ее обновили, отремонтировали и установили на постамент», – рассказал старший инспектор полка ДПС УГИБДД ГУВД по РО Николай Заря.
Всего завод выпустил более 4,8 миллиона «копеек». Это – абсолютный рекорд, который не переплюнула еще ни одна последующая модель. Тем не менее в Ростовской области жалуют и более новые «жигули». Звание народного автомобиля сегодня перешло к «семерке». Ее можно встретить где угодно. Она заменила «Оку» на посту «ветеранского» автомобиля – накануне Дня Победы донские ветераны получили свыше полутора тысяч машин. Ее начиняют навороченной аппаратурой и выставляют на конкурсы автозвука и тюнинга.
«Это – абсолютно новая «семерка». На работу ушло около года», – рассказывает механик «апргрейд-жигулей» Иван.
«Эта модель, да и более ранние – просто находка. Машина – как белый лист: из такого дизайна можно сделать все, что угодно. Звук мощный установить, тюнинг сделать такой, что мать родная не узнает. Этакий автомобильный полуфабрикат», – смеется специалист по тюнингу Виктор.
В целом по России ВАЗ-2107 сегодня является самой продаваемой моделью. Но вот ростовчане и здесь олтичились. Как рассказала корреспонденту 161.ru Вероника Таратута, специалист по рекламе ГК «Форвард», в этом году жители Ростова предпочитают Lada Kalina. Объемы ростовских продаж не раскрываются. Но и «семерке», и «калине» до «копеечного» успеха еще далеко.
Фото: Фото из архива 161.ru