В Ростовской области началась крупномасштабная проверка автошкол. Об этом журналистам рассказал главный госавтоинспектор региона Александр Коверзин. Причины роста аварийности, по мнению милицейских чинов, нужно искать и в качестве обучения. Автошколы парируют: условия для появления неумеющих ездить водителей создает само государство.
Впервые мысль о тотальной проверке всех автошкол региона прозвучала 15 мая текущего года на совещании, которое провел министр-руководитель аппарата губернатора Ростовской области Игорь Бударев. Министр подверг резкой критике работу ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения и потребовал принять меры, подобающие серьезности ситуации. Именно в плане работ, принятом по итогам совещания, и значилась проверка школ. На этой неделе журналисты узнали некоторые тонкости.
«В Ростовской области уже начата проверка деятельности автошкол. Мы ведем ее совместно с представителями минтранса и минобразования – именно оно выдает лицензии на деятельность автошкол. Будут проверены все учебные заведения, их сегодня в Ростовской области порядка 1800», – рассказал начальник УГИБДД ГУВД по РО Александр Коверзин.
Начальник госавтоинспекции региона подчеркнул, что автошколы и уровень знаний, который они дают, постоянно контролируются. Так, в 2007 году семь автошкол временно лишились лицензий. В этом году таких учебных заведений – уже три. Впрочем, качество обучения даже в открытых и вполне солидных конторах оставляет желать лучшего. Вот только один, самый свежий случай. О нем корреспонденту 161.ru рассказал ростовчанин Петр Шумский (по пожеланию собеседника данные изменены – прим. ред. 161.ru).
«Моя дочь загорелась идеей купить машину. И, естественно, пошла учиться на права. Уже в процессе обучения она не раз говорила мне, что ощущает себя в машине как-то не так: есть некоторая настороженность, неудобство. Но инструктор, обучавший ее ездить, все вопросы резко пресекал. Он требовал беспрекословно выполнять все требования. В итоге дочка успешно получила права, но, как только сама села за руль, попросила поездить с ней опытного водителя. И тот просто ужаснулся. Как потом он рассказывал, при обучении инструктор использовал только индивидуальные качества автомобиля – за рулем любого другого дочка бы растерялась.
Более того, ее не научили целому ряду навыков, которыми должен владеть водитель. И, как отметил наш специалист, в первый же день самостоятельной езды при таком вождении она могла бы попасть в аварию! Сейчас он учит ездить ее заново. Но создается впечатление, что в наших автошколах учат так, чтобы человек никогда не поехал самостоятельно и пришел за дополнительными уроками», – возмущается собеседник корреспондента.
Вывод нашего собеседника подтверждает официальная общероссийская статистика. «Больше 40% людей, сдающих на водительские права в первый раз, заваливают экзамен. Это говорит о том, что автошколы на данный момент успевают обучить менее 60% учеников.
Кроме того, большинство автошкол учат людей именно сдавать экзамен, а не ездить на автомобиле. В результате молодые водители часто становятся виновниками аварий, в том числе и со смертельным исходом», – в одном из интервью обозначил проблему руководитель ДОБДД РФ Виктор Кирьянов. Глава ведомства предлагает всесторонне изучить вопрос: начать с оценки потребности в автошколах, а далее пересмотреть требования к автошколам и ввести систему их сертификации. Руководство автошкол считает, что закручивать гайки в этом вопросе – это не тот путь. И если уж рассматривать проблему, то брать в расчет нужно не только верхушку айсберга.
«В день добавляется 261 единица подвижного состава. А выходит из строя тоже за день в два раза меньше. Вопрос: при увеличении числа транспорта как может не расти аварийность? Второе. А какие кардинальные решения принимаются, чтобы решить эти вопросы? Должны же строиться новые развязки, ремонтироваться и расширяться улицы. Давайте же все в комплексе рассматривать! Конечно, проще всего обвинить автошколы. Но у нас сама система неправильно построена. И отношение к процессу обучения», – заявляет директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта (РУКК АТ) Рубен Арутюнов.
«Только один факт. У нас в Ростове сегодня всего два автодрома, один из них – наш. И знаете, сколько мы налога платим за эти два гектара земли? Один миллион 600 тысяч рублей. А в прошлом году было 800 тысяч – то есть налог повысили в два раза. А в следующем, наверное, еще повысят. И вот скажите: кто сегодня может такие расходы себе позволить? И кому проще обучать: тем, кто платит налоги, или маленьким автошколам, которые подвалы арендуют и не озабочены уровнем преподавания? То есть, получается, что власти сами существование этих школ с низким уровнем образования провоцируют», – сокрушается Рубен Арутюнов.
Прежде всего, считает эксперт 161.ru, нужно изменить подход. Развернуться лицом к добросовестным автошколам, и уж потом спрашивать. Пока же качество обучения – дело рук самих желающих получить права. Специально для 161.ru Рубен Арутюнов рассказал, как правильно подойти к выбору автошколы.
«Мы не в каменном веке живем: есть Интернет, где можно почитать отзывы и почерпнуть информацию. Обязательно нужно узнать, есть ли у автошколы лицензия. Во-вторых, уточнить, сколько лет она работает на этом рынке. Желательно посетить две-три автошколы, чтобы получился собирательный образ и возможность для сравнения. Что касается преподавания, здесь сложнее. Автошкола должна иметь тренажеры, хотя программой предусмотрено обязательное обучение вождению на автодроме.
Обратите внимание, что на вождение по утвержденной министерством образования выделяется 32 часа, а весь срок обучения должен быть не менее двух месяцев. Если вас обещают научить вождению за полтора месяца – это уже грустно, это значит, что автошкола не выполняет требования программы. В соответствии с ними преподаватель может увеличивать число часов, но уменьшать его он не имеет права».