«Донавтовокзал» и страховая компания «РАСК» подозреваются в навязывании добровольных страховых услуг пассажирам. Сейчас Ростовское управление ФАС проводит дополнительную проверку. Она должна установить, каким образом продавались билеты. К проверке антимонопольщики приглашают и самих пассажиров.
По личному опыту корреспондента 161.ru, схема взаимоотношений пассажира и кассира выглядит так. Пассажир подходит к окошку, называет направление. Кассир озвучивает сумму и после оплаты пассажир получает билет. По виду это – два кассовых чека. Два – потому что один – это собственно документ на проезд, а второй – страховка. Сумма обычно мизерна – два-три рубля по внутриобластным направлениям. Конечно, если учесть, что это – с человека, а в год «Донавтовокзал» перевозит свыше пяти миллионов «полных» пассажиров, то цифра набегает внушительная. Но при этом пара рублей, на которые подорожал билет, ни у кого не вызывают возмущения: ни один из десятков пассажиров, обслуживание которых наблюдал корреспондент, ничего не спросил у кассира. Хотя, заявляют в Ростовском УФАС, это – чистейшей воды нарушение прав граждан.
«Проверку в отношении «Донавтовокзала» и СК «РАСК» мы начали по собственной инициативе. В результате проведенной проверки было установлено, что между ОАО «Донавтовокзал» и ООО СК «РАСК» был заключен агентский договор. Исполняя данный договор, кассиры ОАО «Донавтовокзал» одновременно с продажей билетов страхуют пассажиров от несчастных случаев на время поездки. Предметом рассмотрения дела является вопрос, как при данной схеме страхования реализуется его принцип добровольности», – рассказал корреспонденту 161.ru специалист третьего разряда отдела изучения и контроля товарных рынков и рынков финансовых услуг Ростовского УФАС России Рустам Чагов.
Нарушение, с точки зрения УФАС, состоит в навязывании услуги. Полисы добровольного страхования, которые должны предлагать пассажиру, продаются одним документом – вместе с автобусным билетом. А это противоречит статье 11 ФЗ «О защите конкуренции». Впрочем, у администрации ОАО «Донавтовокзал» своя версия произошедшего.
«Кассир обязан предложить пассажиру заключить договор добровольного страхования от несчастных случаев с ООО СК «РАСК», и только после его согласия оформить страховой полис», – заявили корреспонденту 161.ru в администрации акционерного общества.
Именно эта позиция и вынудила Ростовское УФАС отложить рассмотрение дела в отношении перевозчика и страховщика. До начала процесса антимонопольщикам нужно установить, насколько кассиры соблюдали правила.
«Сколько времени займет проверка и рассмотрение, я сказать не могу – может, и месяц, может, затянется на срок до полугода. Если инцидент будет доказан, то нарушителям грозит административный штраф», – пояснил Рустам Чагов.
К слову, ростовчане могут принять участие в проверке. Как сказано в официальном заявлении управления, обнародованном на днях, всю информацию по поводу этого вопроса можно направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, оф. 403.