Владельцы легкового автотранспорта могут расслабиться, а вот транспортникам и крестьянам впору задуматься о смене профессии. На такие выводы настраивает майский анализ цен на ГСМ, обнародованный в конце минувшей недели Росстатом. Согласно документу, бензин затормозился в росте, а вот дизтопливо за месяц подорожало сразу на два рубля – почти 10% в сравнении с апрелем.
Хотя на первый взгляд юг России кажется вообще райским краем. Здесь цены на топливо возросли за месяц на мизерную величину: 0,62%. Это – последнее место в рейтинге федеральных округов, составленном ИА «РосФинКом». Лидер роста – Дальневосточный ФО. Здесь топливо подорожало почти на два с половиной процента.
Не очень плохо на уровне округа смотрится и Ростов. В целом по городу рост цен составил 0,28%. Правда, это похуже, чем в Волгограде, Махачкале, Грозном и Назрани, где топливо, по данным Росстата, не подорожало вовсе. В разбивке по маркам бензина донская столица – также в середнячках. К примеру, 95-й в Ростове стоит в среднем 23,42 рубля. Это – дешевле, чем в Майкопе (25,3), Магасе (ровно 24 рубля), Элисте и Волгограде, где эта марка бензина стоит дороже 23,5 рублей. Но на этом фоне статистики предлагают порадоваться жителям Нальчика – там за литр девяносто пятого в среднем платят 22 рубля 40 копеек. Это – окружной минимум.
Собственно, середнячком Ростов выглядит и в сфере рост цен на дизтопливо. Но сам факт его подорожания с 21 рубля в апреле до 23,01 в мае – это без малого десять процентов – не способствует развитию патриотических чувств у потребителей. В первую очередь – крестьян, у которых горячая пора только на старте. Эксперты сельскохозяйственной отрасли прямо говорят о ценовом сговоре операторов рынка.
«Они пользуются ростом спроса на солярку в ходе весенних и летних полевых работ. Правительство наложило жесткие ограничения на экспорт зерна, всеми правдами и неправдами сдерживает рост цен на него, а цены на ГСМ взвинчивают как хотят, и никто им не мешает», – возмущается председатель Ростовской областной ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Александр Родин.
В Ростовском УФАС заявляют, что ситуация на рынке ГСМ жестко контролируется. И в мае громких эпизодов, где можно подозревать сговор, не фиксировалось. Последнее такое сообщение стало доступным для СМИ в начале апреля: но и тогда случай с тремя предпринимателями Шолоховского района, которые подозревались в ценовом сговоре, стал первым за полгода.
«В Ростовской области нет своих нефтеперерабатывающих заводов, здесь есть только продавцы. А цена топлива зависит прежде всего от производителя и поставщика, за которыми мы в этой ситуации следить не можем», – уточнил тогда специалист третьего разряда отдела изучения и контроля товарных рынков и рынков финансовых услуг Ростовского УФАС России Рустам Чагов.
Впрочем, вне зависимости от причин для роста сегодня за ценами на дизтопливо с тревогой следят и сотрудники автотранспортных предприятий. Напомним, уже сегодня администрация Ростова вынуждена компенсировать АТП разницу между установленным тарифом на пассажироперевозки и экономически обоснованным показателем. Это потребовалось для того, чтобы учесть интересы городского населения. Но вместе с тем начальник управления транспорта Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов подчеркнул, что дальнейшее развитие ситуации будет зависеть исключительно от роста цен на дизтопливо. И если случится скачок цены, то нового подорожания стоимости проезда избежать не удастся.