Эпопея с входом в общественный транспорт через переднюю дверь наконец получает свое логическое продолжение. Уже осенью ростовчане будут оплачивать проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях не двушками и пятаками, а легким взмахом карточки перед валидатором – специальным считывающим устройством. О введении транспортного безнала в Ростове рассказал руководитель городского управления транспорта Геннадий Клейменов.
«Сегодня идет разработка технического задания. В мае-июне мы рассчитываем провести инвестиционный конкурс, и далее начать внедрение самой системы. По нашим подсчетам терминалы начнут работать в общественном транспорте уже в сентябре», – уточнил он.
Суть системы в замене живых денег бесконтактными пластиковыми картами. Оплата проезда осуществляется в момент, когда карту проносят на определенном расстоянии от считывающего устройства. Часть ростовчан эта система уже не напугает: подобным образом осуществляется пропуск на ряде предприятий.
«Внедрение системы будет проходить в два этапа. Первый этап продлится до начала 2009 года. Карточки получат пассажиры, оплачивающие полную стоимость проезда, а также оплачивающие половину суммы и студенты. В 2009–2010 годах на безналичную оплату перейдут льготные категории граждан. Карты заменят специальными талонами», – рассказывает Геннадий Клейменов.
Купить карту можно будет в киосках. Прорабатывается вариант, при котором стоимость карты будет являться залогом: если она больше не нужна, то можно вернуть и получить деньги назад. Положить деньги на карточку будет не сложнее, чем пополнить счет телефона, и делаться это будет также в специальных терминалах.
«Рабочая группа специалистов выезжала в города, где действует уже эта система: в Москву, Челябинск, Новосибирск. Изучали их опыт, тщательно все просчитывали. И я могу сказать, что недостатки системы мизерны. Для городского электротранспорта, в частности, это очень выгодное предложение», – считает директор департамента транспорта Виктор Кочерга.
Разработчики признаются, что поначалу безнал приняли в штыки ростовские автотранспортные предприятия. Самая главная их претензия в том, что водитель лишится главного стимула: сотрудники АТП получают деньги не раз в месяц, а ежедневно. Но, отметил Геннадий Клейменов, все разногласия к настоящему времени сняты. Уже определен список желающих установить на подвижном составе соответствующее оборудование. Правда, в комментариях предприятия весьма и весьма осторожны.
«О выгоде для нас я пока сказать ничего не могу, пассажирам станет определенно удобнее – сократится время посадки. Кроме того, у нас очень много поддельных удостоверений, и эта ситуация начинает принимать массовый характер. Опыт других городов показывает, что объем перевозок увеличился. Что будет у нас, сказать пока сложно, но никто не брался бы за эту работу, если бы не ожидали положительного», – говорит генеральный директор ЗАО «АТП-5» Магомед Дарсигов.
А вот мэр Ростова Михаил Чернышев положительное уже видит. По его мнению, нововведение улучшит работу общественного транспорта. «Если мы будем внедрять эту систему, это позволит более четкий график движения построить, в итоге общественный транспорт приобретет приоритет», – оценивает перспективы ростовский градоначальник.
Дело, как говорится, за малым: приучить к новшеству ростовчан. И хотя после «передней двери» может показаться, что ничего невозможного нет, в администрации понимают, что на переход потребуется время. Впрочем, опыт других городов показывает, что безнал приживается неплохо. Горожане быстро оценивают выгоду.
«Проезд по карте у нас дешевле, чем за наличные, при этом кондукторам меньше налички таскать с собой. Да и разменивать с утра непонятно где крупные купюры не нужно: раз в месяц закинул на карту денежку и ездишь, пока не кончится», – рассказала корреспонденту 161auto.ru жительница Челябинска Олеся.
Как пояснил Геннадий Клейменов, подобные меры будут применяться и в Ростове. На тот случай, «если не будут брать». «Пользователям карточек будут предлагаться скидки на проезд. По-любому проезд за наличные деньги будет немного дороже», – подчеркивает он. Ярым противникам безнала все же оставят отдушину. Всеобщая терминализация затронет только «большой» транспорт: автобусы, троллейбусы и трамваи. Маршрутные такси останутся островком наличности.