Город

К ЧМ-2018 центр Ростова может стать дешевкой

Общественники раскритиковали капитальный ремонт к ЧМ-2018 исторической застройки Ростова. Гражданские активисты и эксперты в области архитектуры и градостроительства сошлись во мнении: здания ремонтируют с применением самых дешевых материалов, но самое страшное – в ряде случаев «реконструкторы» делают совсем не то, что на самом деле нужно дому.

Здание на Московской, 20 в прошлом году получило всероссийскую известность. После капитального ремонта к ЧМ-2018 здесь начала течь крыша. Однако ни региональные и городские власти, ни путинские фронтовики из Москвы ничем не помогли. За год, рассказывает жительница дома Вера Думенко, дом стал фактически непригодным для жилья: стены не высыхают даже в жару, практически все квартиры украшает многослойный грибок.

1 из 6

«Десять миллионов потратили на капремонт и ухудшили дом настолько, что люди разбежались жить по квартирам, – возмущается собеседница 161.ru. Уложили металлопрофиль, не предназначенный для крыш. За последний ливень у нас шесть тазиков стоит. Вынуждены были сделать экспертизу по Московской, 20, и там сказали, что уже на 90% разрушен фундамент. Полтора года бьемся, но ничего так и не сделано. Властей нет в Ростове-на-Дону».

Злосчастный дом, который к тому же является памятником архитектуры регионального значения, стал одной из главных тем дискуссии на круглом столе в агенстве «МедиаС». Он стал самой яркой иллюстрацией того, как не нужно готовить к ЧМ-2018 исторические здания. И дело не только в оштукатуренном фасаде – за право «кирпичного стиля» на жизнь в минувшем году в Ростове началась настоящая война. Общественников возмутил сам подход к капитальному ремонту.

«Делается работа, которая не нужна зданию. На Московской/Станиславского стояла советская крыша из шифера, которая прослужила бы еще не одно десятилетие, – говорит лидер объединения «МойФасад» Роман Бочарников. – На Седова, 20 (этот дом ремонтируется в текущем году. – Прим. 161.ru) тоже делают фасад вместо того, чтобы сделать канализацию, другие коммуникации, которые в аварийном состоянии, попросту укрепить здание. Делается бутафория».

«Те деньги, которые сегодня отпущены, отпущены на дешевый косметический ремонт», – констатирует архитектор, историк архитектуры Ростова Любовь Волошинова.

Сметы отравляют жизнь и комиссии, которая пытается уберечь от оштукатуривания кирпичные фасады исторической застройки. 161.ru не раз писал о том, что строители игнорируют рекомендации экспертов и штукатурят дома, при этом успокаивая журналистов и общественников, что «фасад только почистят».

Как рассказал член комиссии, председатель донского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кожин, секрет такого неуважения к распоряжениям Василия Голубева – в смете.

«Последнее заседание было очень конфликтным, Полянский (Алексей Полянский, председатель комиссии, главный архитектор Ростовской области. – Прим. 161.ru) даже грозился, если не будет остановлено самовольное оштукатуривание, все распустить и доложить Голубеву, что не справились с его распоряжением. Но у них одно объяснение – смета была принята до создания комиссии, и штукатурка в ней была», – сетует он.

При этом, как ранее не раз заявляли представители администрации Ростова-на-Дону, смета утверждается с участием собственников помещений. И буквально на днях власти рассказали о случае, когда сами жильцы выступили против сохранения изначального вида здания.

«Так называемый «кирпичный стиль» был рекомендован при проведении капремонта дома по ул. Тургеневской, 8/11. Впрочем, местные жители выступили категорически против этого, попросив оштукатурить здание. Тем более, что дом не представляет исторической ценности, так как был построен в 1929 году», – сообщили в пресс-службе администрации города.

Эксперты в области градостроительства и архитектуры по этому поводу отметили, что облик города не должен формироваться только на основе пожеланий собственников. Задача градостроителей – сформировать безопасное и комфортное пространство для всех граждан.

Так, вице-президент Союза архитекторов РФ Юрий Трухачев связал проблему утраты донской столицей своего исторического облика в том числе и с законами, которые дают преимущество собственникам. Именно поэтому, по его словам, появляется проблема перепланированных подвалов, из-за которых здания деформируются и могут складываться, как карточные домики. Отсутствие единого оформления даже у многоподъездного дома – пример из этой же серии. Помогает разрушить созданное предками и система конкурсов.

«Наша трагедия – очень развитая демократия, при которой можно делать все, что хочешь. У нас есть удивительный закон, по которому возможность ремонтировать в том числе и исторические здания получает компания, которая предложит самую низкую стоимость. В итоге эти вещи выигрывают шабашники и набирают бомжей, которые варежками потом замазывают фасад», – высказывается Юрий Трухачев.

«Должны быть городские законы, связанные с содержанием зданий», – делится своим мнением доцент кафедры архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусств Татьяна Батырова.

Чтобы хоть как-то сберечь от ненужных работ еще не отремонтированные здания в историческом центре Ростова, Любовь Волошинова предлагает добавлять строения в список на капремонт только после тщательного анализа и выяснения того, что же на самом деле нужно дому. Но остановит ли это стремительно «удешевление» внешнего вида старого Ростова, еще тот вопрос.

«Пять лет назад мы все собирались на ступеньках зональной библиотеки. И все это уже обсуждали: что ее плохо сделали, что, как говорила уже тогда Волошинова, если мало денег, нужно было просто укрепить дом, а фасад не трогать. Но как мы видим, ничего не изменилось с того времени», – констатирует Александр Кожин.

Последствия ремонта фасадов в доме на улице Московской смотрите в нашем видеоролике.

Фото: Фото Дарьи Буксановой, пресс-службы мэрии Ростова и пресс-центра «МедиаС», видео Дарьи Буксановой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем