Харвей , Мэтью Мэн и Ноэль. Как признаются студенты ростовского государственного медицинского университета, это незаменимые помощники на пути к знаниям и получению практических навыков. И они вовсе не преподаватели или авторы медицинских пособий, а манекены, роботы.
Манекены поражают своей реалистичностью. На первый взгляд их можно даже спутать с живым человеком – настолько по своим параметрам и внешнему виду они соответствуют людям. На этих симуляторах студенты ростовского медицинского университета оттачивают практические навыки.
«Мэтью Мэн» и партия манекенов «Володя»
Недавно «коллекцию» симуляционного центра медуниверситета пополнили пять новых манекенов «Володя». Имя симулятору придумал производитель. Кстати, отечественная фирма.
На Володе студенты учатся делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и другие манипуляции, от которых зависит жизнь человека.
— Так, запрокидываем ему голову. Два пальца – под подбородком. Зафиксировали нижнюю челюсть. Делаем ИВЛ. Все. Теперь приступаем к повторным компрессиям, – поясняет навыки реанимации преподаватель Центра симуляционного обучения, врач анестезиолог-реаниматолог Ирина Пятакова на манекене «Володя».
На мониторе в это время отображаются все показатели – пульс, давление, сердечный ритм.
Студент с заданием справляется, и преподаватель резюмирует: «Можем переходить от этапа немедленного поддержания жизни к этапу длительного поддержания жизни».
В этой же обучающей комнате – другой «пациент» – робот Мэтью Мэн из США. Он может стонать, кричать, моргать глазами и даже говорить, что болит, например, нога. Все жизненные показатели Мэтью Мэна также отображаются на мониторе. Рядом лежат дефибриллятор и кислородная маска. Ведь Мэтью может впасть в кому, или у него произойдет отек легкого на фоне сердечной недостаточности. Все зависит от того, какую программу задаст преподаватель.
А задача студента – подобрать правильно лечение. Будущий врач из сотни вариантов выбирает необходимые препараты и дозировки. Ну а дальше как в жизни – Мэтью либо станет лучше, либо, увы, студент не прошел испытание.
Ближе к сердцу
Харвей (Harvey) – симулятор для кардиологов, считающийся лучшим в мире. В программе записаны симптомы, касающиеся всех болезней сердца, многотысячная библиотека звуков.
— Эта модель – самый лучший симулятор, который помогает обучить врачей-кардиологов. Кардиологи со всего мира осваивают на подобной модели свою специальность, – рассказывает корреспонденту 161.ru профессор, руководитель Центра симуляционного обучения Ростовского государственного медицинского университета Галина Тарасова.
Итальянская улыбка
Кстати, лечить кариес и дергать зубы врачей тоже учат на роботе итальянского производства. Материал, из которого сделаны «зубы», форма практически ничем не отличаются от зубов настоящего пациента. Их можно сверлить, готовить под коронки, удалять.
— Самое важное в подготовке врача-стоматолога – освоение студентами мануальных навыков. В нашем центре идет практическая подготовка. Мы обучаем студентов работе в клинике, на манекенах учим делать анестезию. Если укол сделали правильно – загорается зеленая лампочка. Если нет – красная. Учим осмотру полости рта, препарации зубов, лечению кариеса и его осложнений, – рассказывает декан стоматологического факультета Станислав Максюков.
После практических занятий студентов пластиковые зубы приходится докупать. Они легко вкручиваются в челюсть.
— Наш робот не китайской сборки. Это итальянский аппарат, и улыбка у него – итальянская, – смеется декан.
«Поздравляем! Вы стали мамой»
В этом же симуляционном центре учат принимать роды. Роженицу зовут Ноэль (Noelle). Имя малышу, которого она «производит» на свет, пока не придумали. Будущая пластиковая мама, как настоящая пациентка, может кричать и говорить. Производитель – Америка, однако ей доступен даже испанский язык. Кстати, если роды пройдут успешно, то ее малыш обязательно заплачет. Преподаватель волен задать родам сценарий: процесс может длиться от пяти минут до часу.
— Много существует настроек: можно выбрать частоту сердечных сокращений у Ноэль и плода, артериальное давление, уровень насыщения крови кислородом у ребенка. Как повернулся ребенок, как он продвинулся. Количество вариантов можно перечислять бесконечно, – рассказывает методист центра Маргарита Лещенко.
Все симуляторы помогают студентам в освоении необходимых медицинских навыков. Причем делается это без риска для пациента.
— Наш центр обеспечивает студентов необходимыми пособиями, которые понадобятся для освоения практической части обучения. Симуляторы воссоздают все те клинические картины, которые могут возникнуть в практике врача, – прокомментировала руководитель Центра симуляционного обучения Ростовского государственного медицинского университета Галина Тарасова.
Фото: Александр Кузьмин