Младший сержант Елена Панкратова в войну была командиром отделения связи. Она ушла на фронт добровольцем в 1942 году, когда ей было 22 года. Служила Елена в зенитно-артиллерийском полку. Она прошла войну до конца, успев на фронте выйти замуж, чудом не попасть в плен и вернуться в родное Рубежное летом 1945 года. Елена насмотрелась на всякое, пока ее мотало по военной России, но особенно ей запомнился страшный пожар в порту Красноводска (город на западе Туркменистана, ныне — Туркеменбаши. — Прим. ред.), где она служила в 1943 году. Что самое интересное — об этом пожаре практически ничего не известно. О нем упоминается на нескольких сайтах и в одном блоге. Сухие факты о нем хранятся также в «Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР». Информации очень мало, хотя пожар, судя даже по коротким по описаниям, был грандиозный. Известно лишь, что от взрыва пороха пострадали пароходы «Осетин», «Орленок» и «Муравьев». Истинная причина трагедии неизвестна — одни считают, что это случайность, другие поговаривают о диверсии.
К юбилею Победы мы запускаем «Фронтовой инстаграм», чтобы фотографии с Великой Отечественной войны и историю людей на них узнала вся страна. Это могут быть самые разные фото — но не просто «парадные», а живые, с сюжетом, историей, героями.
Елены Панкратовой уже 20 лет нет в живых, но ее дочь Лилиана записала, что ей рассказывала мама о том вечере 24 октября 1943 года.
— Было очень тихо, светила луна. Я дежурила у телефонного аппарата, недалеко стоял на посту часовой. Вдруг вижу — яркое зарево! Я выскочила из телефонки, и мы с часовым поняли — горит Красноводск. В порту напротив, через залив, бушевал страшный огонь. Я сразу же позвонила командованию дивизиона, капитану Кравцу. Тот приказал объявить тревогу.
Тревогу объявили так — часовой стал бить в рельсу. Младший сержант Панкратова обзванивала батареи, солдаты готовили орудия к бою. Сначала думали, что это немецкий самолет сбросил бомбу, но небо было чистое — так доложили службы наблюдения.
— Пожар охватил не только порт, но и баржи с нефтью, отчего она разлилась по морю. Горела вода. Я не помню, как долго продолжался пожар. Уже утром мы узнали, что из Ирана прибыла баржа с порохом, и рабочие носили его к поезду. Возможно, кто-то закурил, не знаю. Для трагедии было достаточно одной искры, это же порох. Пожар тушили все мужчины нашего и соседнего дивизиона. Когда вернулись, рассказали, что по всей земле были разбросаны обожженные трупы.
Елена Панкратова вернулась домой с медалью «За боевые заслуги». Ее мама не знала, когда вернется дочь (и вернется ли), поэтому для нее было полной неожиданностью, когда она, сидя дома, услышала, как кто-то в подъезде несется вверх по ступеньках и кричит таким знакомым голосом «Мамочка, я вернулась!»