В начале месяца — 7 января — в американском штате Калифорния начались крупные ландшафтные пожары. В них погибли десятки людей, сгорели сотни тысяч акров и тысячи домов. Горит до сих пор. Ростовчанка Виктория Елина, живущая в Лос-Анджелесе, в колонке для 161.RU рассказала, что происходит в городе и почему привычные для этих мест пожары превратились в такое бедствие.
Пожары у нас — не редкое явление. Жители Лос-Анджелеса всегда готовы к ним, ими никого не удивить. Но вот когда дома горят целыми районами — это уже явление новое. Пожары начинаются зачастую из-за самых банальных причин: кто-то где-то оставил окурок или поджег траву ради смеха. Всё началось в районе Пасифик-Палисейдс (в 32 километрах к западу от центра Лос-Анджелеса. — Прим. ред.), затем в Алтадине (в 23 километрах от делового центра Лос-Анджелеса. — Прим. ред.). Пожары всегда начинаются здесь.
Пожары — стандартное явление. Не так важно знать, почему они начались. Но вот как произошло, что разгорелось до таких масштабов, что никто не может потушить?
Долгое время калифорнийцам везло, что лесные пожары происходили в дни, когда ветер был стандартный — не ураган, который валит деревья. А вот ветра Санта-Ана известны давно. Еще 5 тысяч лет назад их древние народы описали как странные пыльные бури и окрестили «дьявольскими ветрами». И, казалось бы, раз все знают про эти бури, значит должны быть готовы.
Но наш новый мэр отличается необычным мышлением. Она решила перенаправить ресурсы на поддержку ЛГБТ-сообщества (признаны экстремистской организации, деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.), снизив финансирование пожарных. Резервуары с водой она предпочла не наполнять тоже, перенаправив на защиту дикой природы, что в принципе и логично в любое другое время. Но не тогда, когда предупреждают о ветрах Санта-Ана. Также незадолго до этого многих пожарных уволили из-за отказа от вакцинации — каждый штаб поредел вдвое.
И в итоге мы имеем к началу пожара пустые резервуары, уволенных пожарных со старым оборудованием и без должного финансирования и мэра, которая всё это заварила и улетела в Африку. Причина банальна до невозможности — глупые решения власти.
Участков возгорания было много. Из-за сильного ветра искры разносились везде. Одна маленькая горящая искра поджигала куст. И новый пожар, подхватываемый сильнейшим ветром, разносился повсюду с молниеносной скоростью, формируя редкие явления — огненные торнадо. Для их появления нужно очень много погодных совпадений. И тут множество очагов соединились в один. И восходящее тепло от горения 20 тысяч акров земли смешалось с сильным холодным ветром, образуя огненный водоворот в Пасифик-Палисейдс. Сейчас там один из самых крупных пожаров в Лос-Анджелесе.
Это ужасное бедствие, которое затронуло каждого жителя. Страх и паника. Никто не хотел получить тревожное сообщение об эвакуации в своем районе. А пожары возникали везде в большей или меньшей степени. Город был покрыт дымом и пеплом. В самые пиковые дни он был похож на Сайлент Хилл — солнце сквозь дым освещало всё как через фильтр сепия.
Первым горел Пасифик-Палисейдс, пожар назвали Palisades Fire. Вторым начал разгораться район Алтадина, ему дали название Eaton Fire. На данный момент (по данным на 15 января. — Прим. ред.) пожары в этих первых и крупнейших точках не прекращаются. Дальше за ними были более мелкие очаги возгорания — Hurst Fire, Creek Fire, Kenneth Fire, Woodley Fire и Sunset Fire. Их быстро потушили, не давая разгореться до масштабов первых двух.
Sunset Fire был рядом с моим домом. Когда он начался, мы ехали с семьей в магазин за продуктами и бытовой химией. Выйдя из дома, я почувствовала удушающий запах. Муж сказал, что я выдумываю, что не может к нам так принести дым из Палисейдс. И это так. Но воняло всё равно знатно. Мы не придали этому значения, так как мое обоняние очень чувствительное, а у мужа оно отсутствует из-за проблем с носом. Поехали в магазин. Попутно сделали остановку, там и получили уведомление о пожаре. В этот же момент по дороге, у которой мы припарковались, начали ехать пожарные с сиренами.
В США есть приложение Citizen для отслеживания происходящего в городе. Ты можешь посмотреть, где происходит ограбление или замечен подозрительный человек с оружием. Или, например, где происходит пожар. И каково было удивление, когда из этого приложения мы узнали, что в километре от нас начался пожар на Голливудских холмах.
Пока доехали до нужного магазина, уже виднелось алое зарево. Тогда даже мой муж почувствовал, что невозможно вдохнуть из-за гари и пепла. Поскорее купили продукты и поехали домой. По пути пришло оповещение, что мы находимся в эвакуационной зоне второй степени. Такие оповещения приходят от государственной рассылки на каждый телефон в зоне ЧС. Телефон начинает истошно сигналить, и это невозможно отключить.
Сегодня (15 января. — Прим. ред.) в 4 утра пришло такое же оповещение. Каждый телефон в районе издавал звуки тревоги с надписью, что нужно эвакуироваться. Тревога оказалась случайной, как выяснилось потом. Но на тот момент мы сидели в шоке с чемоданом в руках, ожидая эвакуации. С утра в новостях сказали, что пожар рядом с нами почти потушили, а власти извинились за ложную тревогу. Но от неорганизованности даже в этой области осадок остался. Напугали всех, проснулся, без преувеличения, весь город.
К сожалению, моей подруге не так повезло. Она жила в Алтадине с родителями, братом и котом. В самом начале, когда пожар коснулся домов, их организованно эвакуировали. Они переждали ночь и следующий день у своих близких друзей, которые их приютили.
Эвакуация происходит по зонам. Сначала на телефон приходит уведомление, что нужно подготовиться к эвакуации, так как находишься в потенциально опасной зоне. Далее, если пожар разгорелся сильнее, приходит сообщение, что люди должны покинуть дома.
Возвращаясь к истории подруги. Вечером следующего дня живущим в Алтадине пришло оповещение, что пожар в их районе стих и что люди могут забрать уцелевшие вещи. Пока подруга ехала в свой дом, ее окружали тлеющие дома. В некоторых еще был небольшой огонь. Доехав, она была приятно удивлена — пожар остановили в 10 метрах от ее жилья. Подруга смогла забрать вещи и снова уехала. Сейчас ее дом в порядке, но вокруг него всё равно что поле войны. Сейчас подруга решает переехать, так как с соседних домов падает много пепла, дышать там совершенно невозможно.
Город очень сильно сплотился. Каждый готов был принять друзей и родственников пожить некоторое время. По Лос-Анджелесу организовали шелтеры для пострадавших, где можно взять воды и еды, остаться переночевать. Airbnb (приложение для поиска и аренды жилья. — Прим. ред.) предложили эвакуированным снять бесплатно жилье на неделю. Кстати, Канада нам отправила очень маневренные пожарные самолеты, внешне похожие на российские «кукурузники». Они набирают воду за секунды, что сильно повышает возможность сопротивляться пожару.
Спустя неделю после начала пожаров сгорели около 45 тысяч акров. Это как два с половиной Батайска. 45 тысяч акров — это 202 квадратных километра. А площадь Батайска — 78 квадратных километров. Самыми крупными остаются Пасифик-Палисейдс (25 тысяч акров) и Алтадина (15 тысяч акров). Здесь пострадало больше всего жилых районов, сгорели целые маленькие города. С 7 января эвакуировали 180 тысяч человек, и эвакуация идет до сих пор. Зона пожара расширяется. Сгорели 10 тысяч строений, погибли 24 человека (к 18 января число погибших выросло до 27. — Прим. ред.). И еще не всё посчитано. Ущерб в финансовом эквиваленте — около 250 миллиарда долларов. Но, мне кажется, цифры сильно занижены, так как дома в богатейшем районе стоили пару миллиардов долларов.