Эвакуированные из Херсонской области женщины выиграли суд из-за незаконного отказа в выплате жилищного сертификата. После обращения в администрацию Херсонской области и запроса в Москву в правительстве Ростовской области заявили, что права эвакуированных не нарушены. Женщины сумели доказать свою правоту в суде, но исполнять его решение никто не спешит.
Ирина Панченко с матерью Светланой Бучельниковой эвакуировалась из Херсонской области в Ростовскую осенью 2022 года. Бучельникова подала заявление на реализацию сертификата, но в Агентстве жилищных программ ей сказали, что откажут, потому что у нее нет документов об убытии из Херсонской области. Позже у женщин начали требовать прописку в Ростове, хотя в постановлении не было таких требований. Отказ в получении денег на сертификат в правительстве посчитали законным.
Семь кругов бюрократии
За право реализовать сертификат Светлана и Ирина боролись с декабря 2023 года. Получив жилищный сертификат, женщины столкнулись с проблемой: его отказались активировать, то есть выдать деньги на жилье взамен утраченного в Херсонской области. Женщинам сообщили, что у них должен быть на руках документ об убытии из Херсонской области и ростовская прописка. По словам Ирины, постановление правительства Ростовской области этого не предусматривает.
Ирина обивала пороги различных инстанций, чтобы объяснить сотрудникам ведомств, какие законы существуют для беженцев. Собрав полный пакет документов, прописанных в законе, женщинам отказали снова. Им обеим сообщили, что миграционная карта, приложенная к документам, не является доказательством, что они покинули Херсонскую область.
Как сообщили ранее в правительстве региона, сотрудники отдела миграции ГУ МВД Ростовской области должны были отправить запросы в Херсонскую: уточнить информацию о прописке и выписке Ирины и Светланы.
Как выяснилось, из Ростова в администрацию Херсонской области никто запросов не отправлял и месяцы мытарств обернулись долгими ожиданиями, пока дело не дошло до суда. В итоге губернатор Херсонской области направил запрос в Москву. В столичном «Фонде развития территорий» ему подтвердили, что граждане России, прибывшие из новой территории, не обязаны подтверждать документально факт убытия из Херсонской области. Но и этого оказалось мало, чтобы в Ростове соблюдали права таких граждан.
В официальном ответе на запрос корреспондента 161.RU в правительстве Ростовской области сообщили, что «слова беженок о незаконном отказе в выдаче жилищных сертификатов не нашли документального подтверждения». Чиновники добавили, что «одним из обязательных критериев для оплаты ГЖС является подтверждение факта убытия граждан с места постоянного проживания в Херсонской области и прибытия на иную территорию Российской Федерации на постоянное место жительства после 24 февраля 2022 года».
В ответе донского правительства также указали, что Ирина и Светлана до сих пор зарегистрированы на территории. Отметим, что в Херсонской области продолжаются боевые действия.
Поможет только суд?
В декабре 2023 года Светлана получила жилищный сертификат и начала искать жилье. Сумма сертификата по ростовским меркам небольшая, поэтому найти удачный вариант было сложно. Светлана выбрала небольшой частный дом. Его стоимость составила чуть больше двух миллионов рублей — немного меньше стоимости сертификата. Договор купли-продажи заключили, но денег на реализацию она так и не получила.
Таких, как Ирина и ее мама, в регионе оказалось немало, но не все решились дойти до суда. По словам женщины, она и ее знакомые не раз консультировали таких людей, чтобы те отстаивали свои права, будучи уже давно гражданами России. Когда терпение лопнуло, то Ирина с матерью обратились в суд. Светлана Бучельникова обратилась с иском к Минстрою Ростовской области. Ответчиком также выступало ГБУ РО «Агентство жилищных программ». Женщина потребовала признать незаконным решения об отказе в соцподдержке. Она указала, что в декабре прошлого года обратилась в «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате жилищного сертификата.
По словам Ирины, в судебных документах указано, что ответчики не приняли во внимание, что истец проживала по определенному адресу в Херсонской области и факт ее постоянного проживания по указанному адресу подтверждается штампом в паспорте.
— В ноябре 2022 года истца совместно с другими потерпевшими в массовом порядке эвакуировали в Республику Крым, а затем в ПВР «Ромашка», где она находилась до апреля 2023 года, — говорится в решении суда. — Факт проживания в ПВР «Ромашка» подтверждается справкой, выданной администрацией ПВР.
Заместитель по работе с эвакуированными жителями в октябре прошлого года обратилась в «Фонд развития территорий», где ей ответили то же, что херсонскому губернатору: документально подтверждать убытие не требуется.
Ни представитель Минстроя, ни ответчик от «Агентства жилищных программ» с иском Светланы не согласились. Но суд пришел к выводу, что права Бучельниковой были нарушены и обязал выплатить ей сумму сертификата.
Дочь Светланы Ирина рассказала, что выиграть суд было непросто. Женщинам пришлось обращаться во все инстанции, чтобы доказать свою правоту. На помощь им пришло даже руководство администрации Херсонской области, которое приехало в Ростов на судебные заседания. Хотя даже после выигранного суда Светлана не может получить вовремя все документы.
— Чиновники как затягивали процесс, так и затягивают. Я считаю, что это ненормально. Во-первых, когда завершился суд, мы у судьи спросили, нужно ли нам обращаться куда-то, чтобы забрать решение суда. Мне сказали, что нет — всё придет по почте. В итоге мы ждали две недели — по почте ничего не пришло. В канцелярии сказали, что всё же нужно писать заявление. Написали. В итоге с боем нам наконец-то подписали их, — рассказала Панченко. — Судебные приставы ничего не делают. Мы не можем забрать исполнительный лист. Теперь они будут тянуть время, чтобы не исполнять решение суда, потому что требования у нас были оплатить сертификат в течение пяти рабочих дней, но в этой части суд отказал. Мотивировал тем, что Министерство строительства и архитектуры не имеет такой возможности оплатить данный сертификат в течение пяти рабочих дней.
Перед выходом этой публикации Ирина Панченко случайно узнала, что Минстрой подал апелляционную жалобу. Ни ее, ни ее маму Светлану никто об этом не оповестил. Ирина уверяет, что в суде их правоту подтвердили документально, и не понимает, почему до сих пор решение суда не исполнено.
— Они месяц ждали. 25 апреля решение суда должно было вступить в законную силу. Нам не отдали на руки ни решение суда, ни исполнительный лист, хотя мы писали заявление. Я просто шокирована, — говорит Панченко. — Это называется — затягивание времени. У нас есть такие, кто уже с ними судился. Люди мне говорят, что Минстрой намеренно тянет время, потом подает апелляцию. За это время продавцы просто расторгают договоры. На этом всё. Вот так вот нас принимает Ростов. Бессовестные.