Ровно год назад, 14 июня 2018 года, начался чемпионат мира по футболу. Для России и тем более для Ростова это стало, без шуток, грандиозным событием. Ростов принял пять матчей, и с каждым из них город облачался в цвета флагов тех или иных команд.
161.RU попросил волонтеров, которые работали во время ЧМ на разных площадках, поделиться своими воспоминаниями. А вспомнить, конечно, было что — предложение руки и сердца на стадионе, «Калинка-малинка» в исполнении бразильских и швейцарских болельщиков и многое-многое другое.
Дарья Кельян
— Я работала за информационной стойкой на фан-фесте. Нужно было помогать гостям и болельщикам с решением самых разных вопросов: что-то подсказать, куда-то направить. Ты как волонтер обязан был знать ответ на все. Забавно, что русские искали туалет и место покурить, а иностранцы — сербы, корейцы, японцы, мексиканцы — искали Забиваку. Почему-то им очень полюбилась наш Волк-Забивака. И каждый второй вопрос был не «Where is the toilet?», а «Where is a Big Zabivaka?». Он, кстати, находился не на фан-фесте, который проходил на Театральной площади, а в парке Революции. Через некоторое время ты уже проговариваешь маршрут до Большого Забиваки и обратно, как хорошо заученный стих. В ответ видишь счастливые лица иностранцев, держащих наготове фотоаппараты и телефоны.
Иностранцам очень нравилось у нас на фан-фесте. Для них каждый день был как выходной, как праздник. И все, что там происходило (в том числе присутствие волонтеров) было для гостей в диковинку. Помимо того что иностранцы постоянно фотографировались с нами, обнимались, давали надеть свои сомбреро, шарфы и прочие вещи, они еще никак не хотели уходить. Фан-фест работал до 10 вечера. Вот они допивают пиво, доедают свою колбасу и не уходят! Мы подходим и в который раз напоминаем, что снова ждем вас завтра. Хлопаем их по-дружески по спине, но и это не помогает. Иностранцы берут свои стаканы из-под пива и начинают убегать и прятаться — под столы, под стулья, куда угодно. Тогда мы с волонтерами объединились и выстроились в «кольцо». Так мы поймали иностранцев и потихоньку вывели их из зоны фан-феста.
Ангелина
— Я работала на ЧМ у стадиона. Во время второго матча бразилец Антонио сделал предложение рядом сидящей девушке. Он накинул на ее плечи бразильский флаг, все выглядело так романтично! Но русская дамочка отказала ему, ссылаясь на то, что предложение без кольца она не примет. И вдруг он встает на колено, достает кольцо из кармана и надевает его ей на палец! Но даже после этого поступка ростовчанка отказала иностранцу.
Анна Анатольевна Авакян, серебряный волонтер
На ЧМ я отработала около 200 часов. Была почти на всех позициях, но больше всего на фан-фесте. Истории были разные, смешные и не очень. Я попала в ДТП и оказалась в больнице. Тогда казалось, мир рухнул, а мечта сбылась наполовину. Собралась, восстановилась — и сразу на ЧМ. Сейчас вспоминаю эту историю с улыбкой.
Евгений Кучеренко
— Я работал на фан-зоне и Последней миле (территория вокруг стадиона). Особенно запомнился коллектив — ребята-волонтеры были реально крутые. Когда входы на фан-зону были перегружены, ребята с легкостью могли перенаправлять одной рукой целые потоки людей.
Волонтерам ЧМ я, наверное, запомнился своими флешмобами. В конце дня мы делали своеобразную стеночку из волонтеров, включали на телефоне музыку, подключали ее к мегафону, и танцевали в сторону выхода с фан-феста и обратно к центру площадки.
Однажды министр спорта Самвел Аракелян награждал лучших волонтеров. И вот доходит очередь до меня. А были тогда реально крутые ведущие. Один из них отрабатывал кричалку «Дай пятеру волонтеру». И после удачно данной пятерки я подбегаю к министру и жму ему руку, так сказать, «как брату». И только через минуту я понял, что сделал что-то не так.
Мария Пастушкова
— Во время матча Мексики и Южной Кореи возле стадиона иностранцы подходили к девочкам-волонтерам и просто брали их на руки и уносили, порой даже не хотели возвращать их обратно. Одной из них была моя подруга, с которой в буквальном смысле убежали. Иногда же ребятам доставались подарки от иностранцев в виде билетов на сам матч, отчего они были на седьмом небе от счастья.
Наталья Коваль
— До сих пор вспоминаю эти переполненные входы, крики, шум... Меня до сих пор зовут Мамой Восток, не только мои волонтеры, но и просто знакомые. Я была супервайзером фан-зоны. Там было две башни — западная и восточная. Я постоянно работала на восточной.
Меня всегда веселило, как наши, русские, делали вид, что они иностранцы. Тем более когда они рассказывали жалостливые истории о том, что они одни, а друзья уже внутри фанки (фан-зоны. — Прим. ред.), телефона нет, в общем — катастрофа! И все ради того, чтобы пройти без очереди и посмотреть футбол.
Амегнину Жак Карлос
— Я отработал смены в больнице как переводчик, в ДПС и на фан-фесте. Вспоминаю незабываемые моменты, когда туристы, чтобы поднять себе и нам настроение, пели и танцевали везде. Были случаи, когда меня просто пытались унести (и женщины, и мужчины!), типа я им понравился и должен остаться с ними. Жители города в основном думали, что я мексиканец. Постоянно кричали «Мехико!» и фоткались со мной. Были и те, кто немного оскорбили: «Оу, смотри, у нас волонтер — негр! Ты что, домашний негр?» Но таких было мало.
Абаза Салахеддин Шамел
— На чемпионате я познакомился с кучей людей. К примеру, с представителем команды «Манчестер Юнайтед» Арнольдом Бенке и бизнесменами из Бразилии и Саудовской Аравии. Меня приглашали в гости в разные страны и даже предложили работу в Платове, также работу пограничного переводчика — потому что я знаю много иностранных языков. Но у меня другая специальность — я врач и хочу работать по профессии.
Виктория Тимашева
Сближению разных стран также помогли (кто бы мог подумать) несчастные случаи. Волонтеры во время одной из футбольных встреч на «Ростов-Арене» помогли испанскому гостю вернуть телефон, который он оставил в такси. В результате двухчасовой беготни, дюжины звонков и огромного количества непонятных иностранных слов, болельщик все-таки вернул свой смартфон.
Вероника
Охранники общественного порядка, которые досматривали прибывающих болельщиков, поделились забавными историями. В дни матчей гости и жители Ростова пытались пронести алкоголь и еду на стадион, а прятали они их в брюках. Многим не нравились правила (особенно русским болельщикам), однако многие подходили и благодарили волонтеров за проделанную работу и оказанную помощь.
Арина Кутровская
— Некоторые иностранные болельщики вообще никак не были настроены на взаимодействие с нами. Но были те, кто реально был заинтересован в общении. Я была ночным тим-лидером в Платове и переводчиком на фан-фесте. Как-то раз я разговаривала в аэропорту с одним мексиканцем и он все время говорил: «Ты что, серьезно? Ты работаешь ночью за бесплатно?» А я отвечаю «Ну да!». Он был в полном шоке и долго меня расспрашивал о том, почему я не хожу в клубы, работаю бесплатно и учусь. Он мне даже предложил: «Ой, поехали со мной в Мексику! У нас весело!» Еще был случай, когда помогли швейцарцу вызвать такси. А он потом вернулся, узнал меня и подарил швейцарскую шоколадку.
Арина Пасечная
Болельщики и волонтеры за время ЧМ стали хорошими друзьями на почве радости за победы своих команд. После матчей все они покидали стадионы с чудесным настроением. Так, после встречи на футбольном поле Бразилии и Швейцарии иностранные болельщики отпраздновали победу песней «Калинка-малинка», которую они пели вместе волонтерами. А бразильские болельщики радостно купались в фонтане на Театральной площади.
Анастасия Фроленко, Ангелина Зайцева, Виктория Строгонова, Дарья Гладкова, Марина Боголюбова