В Ростове закупили 10 новых автобусов, которые пустят на новый маршрут в Суворовский — 18А. Правда, он полностью дублирует уже существующий 18-й маршрут, но конечная остановка другая. Разбираемся в странностях маршрута и рассказываем, причем тут новый автовокзал.
Автобусы выйдут на новый маршрут уже с 28 октября. Хотя, по словам перевозчика, автобусы есть, но нет водителей.
Новый маршрут — аналог № 18, у которого схема движения такая: от Дмитрия Петрова из микрорайона Суворовский до площади Карла Маркса. У автобуса, следующего по маршруту № 18А, будет другая конечная остановка. Вместо площади Карла Маркса он будет заканчивать маршрут у нового автовокзала.
Обслуживать новый маршрут будет «Южная транспортная компания».
Крымский перевозчик «ЮТК», директор и владелец которого Алан Болатаев, закупил 10 новых автобусов «ЛиАЗ». Транспорт рассчитан до 115 пассажиров вместе со стоячими местами. Согласно данным «Контур.Фокуса», выручка компании за 2023 год составила 172,1 миллиона рублей. Это на 71% больше, чем было в 2022-м — 100,7 миллиона рублей. При этом чистая прибыль всего 2,3 миллиона рублей.
«Южная транспортная компания» практически монополист в Суворовском. Перевозчик обслуживает пять из шести маршрутов. Еще один достался «Янтарь-1». Он перевозит людей по маршруту автобуса № 10.
По словам директора департамента транспорта Ростова Вадима Шкабарни, маршрут не совсем будет дублироваться, там меняется конечная. Водителям обещают зарплату в размере 120 тысяч рублей. Чиновники считают, что это достойная оплата труда при таком сложном графике работы. На предыдущем маршруте сейчас 18 единиц транспорта.
Маршрут № 18А соединит Суворовский, Вятскую, Сельмаш и новый автовокзал. Автобусы будут работать не на самом проблемном маршруте, учитывая, что на маршруте № 18 сейчас курсирует от 16 до 18 автобусов в день. А вот другие маршруты, следующие в центр и на ЗЖМ, страдают от нехватки транспорта.
Суворовцы не могут уехать домой по вечерам из центра и в выходные — автобусов нет после 18:00. Ростовские власти периодически угрожают крупному перевозчику, который обслуживает пять из шести маршрутов в Суворовском, расторжением контракта. Но это не помогает, а других решений чиновники не предлагают.
По словам директора «ЮТК» Алана Болатаева, вся проблема не в автобусах. Новый маршрут начнет работу уже 28 октября, но пока нашли только четверых водителей. Остальной транспорт простаивает.
— Пока проблема только в том, что людей нет — некого в них сажать из числа водителей. Это проблема № 1. Пока заманиваю, но это тоже нехорошо и некрасиво — чужих людей заманивать и предлагать больше зарплату, все удобства. Я сейчас у них заберу, и на семь человек уменьшится у другого перевозчика. Я говорю как есть. Это некрасиво, но что я могу поделать, если людей нет, — прокомментировал ситуацию Болатаев корреспонденту 161.RU. — Заманиваю зарплатой, а что делать? Наших водителей также заманивали, когда открывали новые маршруты.
Им тогда по 7 тысяч за выезд обещали, и они разбежались, а я сейчас по 9 тысяч обещаю. По 100–120 тысяч зарплату поставили, а что делать?
Болатаев объяснил, что на новый маршрут № 18А пришли в основном из других гаражей. Многие просто идут на более высокую зарплату, чем у другого перевозчика.
— Это проблема городских чиновников, но не моя. Они этой проблемой не занимаются, отодвигая на задний план. А это основная причина, почему мало автобусов на маршрутах. Автобусы-то есть, людей — нет. Я интересовался в ГАИ, с января по сегодня в области никто не получал категорию D. Это вот как? На другие маршруты с удовольствием бы добавили автобусов. Техника в гараже стоит в хорошем состоянии, а водителей нет, — рассказал перевозчик, обслуживающий Суворовский. — Машины есть, их я купил с запасом от жадности.
На Суворовский выезжает примерно 75–80% автобусов от изначального плана. Причина, как и обычно, в нехватке водителей. Год назад проблема нехватки транспорта в крупном жилмассиве уже поднималась. Но тогда власти заявили, что не планируют менять дорожную сеть Суворовского, но к 2027 году учтут результаты социальных опросов. Весной того же года жители микрорайона обратились в прокуратуру.
— Переполненность салонов автобусов по маршрутам № 1, 10, 18, 27, 43 и 81 вызвана их недовыпуском на линию, — ответили тогда в администрации города. — За необеспечение планового выпуска к перевозчикам ООО «ЮТК», ООО «Янтарь 1» и ООО «ТрансЭкспорт» применяются меры гражданско-правовой ответственности.
Сейчас не хватает автобусов на трех центральных маршрутах и единственном № 10, который курсирует из Суворовского на ЗЖМ. На линии по факту около 3–5 автобусов, но новые автобусы купили на дублирующий 18 маршрут, на котором уже 18 автобусов. Причина оказалась банальной.
— Почему на 18А? Потому что он будет доезжать до нового автовокзала. Задача стояла у губернатора — пустить транспорт из Суворовского на новый автовокзал. Да, это новый вокзал. Это вокзал призраков: перевозчиков нет, но автобусы должны ездить туда городские, — говорит Болатаев. — Прежде чем пойти и за 18 миллионов покупать транспорт, я ездил каждый день туда и смотрел: есть люди, нет людей, востребован туда маршрут или нет. Там два перевозчика: «Донавто» из Новочеркасска и еще один. Всё. Остальные как работали на пригородном, так и остались там. Ну, вот так.
Так называемую реформу с автобусами в Суворовском не поняли и сами жители. Вот как они реагируют в Сети на новый маршрут:
— Приколисты. «Десятку» когда уже запустят? Хоть штуки 3, которые ездят по праздникам? 18 автобус каждые 5–15 минут приезжает, если что, — пишет ростовчанин.
— «Десятки», можно сказать, нет. «Единица» постоянно то ломается, то не приезжает, 43-й — хамло одно за рулем. Они говорят, что закупили дополнительно 10 автобусов на 18-й! Ну да. Конечно, это очень круто. Браво! — написал житель микрорайона Суворовского.
— Тем временем 27-й раз в полдня, 1а — раз в день и 43-й — каждые 2 часа, — добавил еще один горожанин.
Новый автовокзал открыли в здании старого аэропорта. Проект вела с 2023 года компания «Агроком Холдинг», связанная с миллиардером Иваном Саввиди. Это строительство включили в перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов» Ростовской области. Сумма инвестиций была заявлена на уровне 1,5 миллиарда рублей. Развитие транспортного узла планируют с вложениями около 5 миллиардов рублей. Автовокзал включен в карты муниципальных и межмуниципальных пассажирских маршрутов. В июле 2024 года власти заявили, что новый автовокзал принял 1,8 тысячи рейсов. В техническом режиме его запустили 27 июня. Официального открытия до сих пор не было.