Таксисты в Ростове копят на квартиру, свадьбу, ремонт или учебу детям. «Сердечки» с желаниями водителей появились в приложении пару месяцев назад: в «Яндекс Go» решили так стимулировать пассажиров чаще оставлять чаевые. Представители сервиса говорят, что достигли ожидаемого эффекта, но сами «виновники торжества» не столь оптимистичны. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян узнала, как к нововведению отнеслись таксисты и почему пассажиры не стремятся спонсировать чужие цели.
Как установить «Мечту»
В середине декабря агрегатор добавил в меню для водителей новую кнопку — «Мечты». Таксисты могут выбрать из списка целей то, на что они копят деньги, чтобы пассажиры давали больше чаевых. По крайней мере, так было задумано.
— Копите на важную покупку, о которой всегда мечтали? Теперь это можно указать в специальном разделе, а мы покажем пользователям и предложим оставить чаевые, — говорится в сообщении «Яндекс Про».
Свой вариант добавить не получится. Копить можно только на «мечту» из предложенного списка: на квартиру, свадьбу, путешествие, строительство бани, дачу, машину, подарки близким, хобби, телефон, ремонт, поездку на море, учебу — всего 14 целей. Среди них есть и абстрактный вариант для тех, кто не смог определиться — копить «на исполнение мечты». При этом можно ничего не указывать.
Новая фича вызвала неоднозначную реакцию в водительских чатах. Таксисты называют происходящее «верхом цинизма» и «побирательством», а некоторые клиенты шутят: «С такими ценами таксист должен мне чаевые за то, что я его вызвал».
— Приложение лучше почините. Или всё у вас четко? Работаем за звездочки, за медальки, теперь еще и за мечту.
— Вы там от жадности не лопнете? — спросил другой комментатор, прикрепив скриншот с ценами за поездку.
— Очень милая функция, по-моему. Не хотите оставлять чаевые — проходите мимо. Я при случае, если увижу «мечту», оставлю. Мелочь вроде бы, а у человека настроение поднимется, — пишет Анна.
— Хорошая тема, конечно же. Но поверьте: сейчас у тех, кто ездит на «экономе», вряд ли будет возможность оставить даже 10 рублей, — пишет пользователь Виталий.
Ростовская область в 2023 году попала в число регионов, где такси подорожало сильнее всего. В «Яндексе» считают, что цены выросли из-за дефицита водителей, которые стали выбирать другие сферы. Чтобы решить проблему с нехваткой, нужно нанять 80 тысяч водителей по всей России. В компании отвечали нашей редакции, что причины повышения цен также кроются в серьезном подорожании автомобилей и их обслуживания, а еще в новых требованиях к таксистам, которые ввели с 1 сентября 2023 года.
«Выглядит как выпрашивание милостыни»
Ростовский таксист Сергей рассказал 161.RU, что среди его пассажиров первой новую строчку в карточке поездки заметила девушка лет 20 и произошло это уже после новогодних праздников.
— Мне кажется, люди не фокусируются на таких вещах. Они едут по делам, кто-то просто на нервах, кто-то торопится, и некогда копаться в приложении. Оценку даже не все ставят, хотя это бесплатно и пару секунд занимает, а чаевые в принципе очень редко оставляют, — говорит водитель. — Я себе установил «на исполнение мечты». Хотел посмотреть, как это работать будет, интересно всё равно. Иногда между делом показываю пассажирам, что обновилось в приложении. Смеемся, кто-то начинает расспрашивать, что за заветное желание такое. Не напрягает меня — и ладно. Накопилось 156 рублей.
Его коллега, Максим, работает в такси два года. Молодой человек признается, что иллюзий не питает, цель под чаевые указывать не стал.
— Психология такая, что пассажиры не считают нужным накинуть за комфортную поездку. В приличных ресторанах хороший тон оставить 10–15% чаевых официанту за хороший сервис и обходительность. Но понятно, что многие вообще такси не тянут, жалуются на цены.
Андрей, водитель 48 лет, настроен категорично:
— Для меня это выглядит как выпрашивание милостыни. Унизительно даже. Из моих знакомых таксистов только трое поставили себе. Пассажирам на это плевать всё равно.
В пресс-службе «Яндекс Go» нам уточнили, что возможность делиться с пассажирами «мечтами» есть у всех водителей, вне зависимости от рейтинга и стажа.
— Пассажиры в приложении в конце поездки могут увидеть, на что копит водитель. Такая функция помогает обратить внимание на приятные моменты во время поездок, за которые хочется поблагодарить водителей. Варианты [целей], например, путешествие или квартиру, определяли заранее в рамках опроса и включили самые популярные в итоговую выборку, — рассказали редакции представители сервиса.
Утверждается, что в первые дни после запуска проекта, с 18 по 24 декабря, пассажиры по всей России отправили водителям на 33% больше чаевых, чем в аналогичный период годом ранее. Сервис, в свою очередь, удвоил сумму вознаграждений, полученных за эти дни. Зачисление проходило с 26 по 29 декабря, комиссию с чаевых не списывали.
С 1 ноября в Ростове появился новый тариф такси, который стоит дешевле «Эконома», но предполагает поездку с попутчиком. На практике не каждый заказ оборачивается для водителя «полным комплектом» пассажиров: найти второго пассажира по пути зачастую не удается, и таксист вынужден везти клиента по сниженной цене. Местные водители поначалу были возмущены условиями работы, а новый тариф прозвали «маршруткой».