RU161
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -7

4 м/c,

с-з.

761мм 74%
Подробнее
4 Пробки
USD 102,78
EUR 108,51
Дороги и транспорт Автобусный кризис в Ростове проблема «Это как кабала». Бывший водитель — о нехватке автобусов в Ростове, зарплатах и «свистках»

«Это как кабала». Бывший водитель — о нехватке автобусов в Ростове, зарплатах и «свистках»

Опыт бывшего сотрудника АТП

Работа общественного транспорта Ростова вызывает много вопросов
Источник:

Транспортный кризис в Ростове продолжается: водители увольняются, а пассажиры вечерами сражаются за место в автобусах, лишь бы уехать домой. Осенью дошло до того, что на некоторых маршрутах снимали сиденья, чтобы в салон помещалось больше людей. Водитель, несколько месяцев возивший горожан, поделился со 161.RU своим мнением о том, как транспортная система Ростова оказалась в ловушке.

«Так у нас не работают»

До транспортной реформы 2018 года наш собеседник был частным перевозчиком. Перешел в одну из муниципальных транспортных компаний в 2019 году. Решил, что государственные дотации предприятию — гарантия стабильности и порядка. Он попросил не называть его имя, хотя давно не работает у перевозчиков.

Разговор с водителем, пожелавшим сохранить анонимность, прошел в октябре 2023 года. Редакция убедилась, что собеседник действительно работал в общественном транспорте. Стоит отметить, что его представления о текущей ситуации основываются на общении с действующими водителями.

— Начнем с того, что не соблюдается вообще режим труда и отдыха водителей — никогда и никак. Выписываются левые путевки, чтоб, если что, там как-то транспортная [компания] нахлобучила. А ты работаешь с 05:00 до 22:00 и потом опять на следующий день выходишь с 5 утра и до позднего вечера. Можешь работать пять через два, хотя изначально договор идет, что ты работаешь два через два. Но этого не случается, потому что водителей не хватает и тебя заставляют выходить «желательно-обязательно».

Заканчивал в 10 вечера. Пока мойка пройдет, пока машину сдам, пока кассу. В лучшем случае в полночь оказывался дома. И надо тебе в 04:00 вставать, чтобы в 05:00 выехать.

— У меня висел план. Если ты его не накатал, начальник говорит, мол, да хоть до ночи катайся, мне всё равно. Главное, чтоб план привез. А если не накатал, у тебя тупо высчитывают из зарплаты недостающую сумму. Вот и всё.

В ростовском департаменте транспорта, отвечая на запрос 161.RU, чиновники в ноябре прошлого года отмечали, что в муниципальных контрактах не установлено обязанностей по сбору выручки. При этом на вопрос, существует ли в муниципальных предприятиях план по выручке для водителей, прямого ответа не дали.

«За что платим, непонятно»

— На конечных остановках — в моем случае это были Центральный рынок и ЖК «Платовский» — стоят «свистки», и ты им платишь. Представляете, какое количество транспорта паркуется на Центральном рынке?! Каждый платит «свистку». А за что непонятно.

Не слушать «линейных диспетчеров» нельзя. Со слов бывшего водителя, «свисток» — такой человек, которому можно не понравиться, и он автобус вместо 3-минутной остановки запустит через полторы минуты. В этом случае автобус позади тебя заберет больше пассажиров.

— А как [«свистка»] не слушать? С таким количеством машин интервал должен выдерживаться. Очередь тоже должна выдерживаться. Я только одного не могу понять. Почему мы ему платим из своего кармана? Почему я должен это делать? Регулировать надо. Черный нал этот, куда он идет? Кому-то в карман.

Замдиректора ростовского департамента транспорта Евгений Романцов на встрече с горожанами 19 октября заявил, что линейные диспетчеры, которых в народе называют свистками, — сотрудники транспортных предприятий. По словам чиновника, диспетчеров, как правило, ставят в точках, где сходятся разные маршруты. Раньше городские чиновники наличие «свистков» в городе отрицали.

— Эта история со «свистками» в Ростове, кажется, вечная, всю жизнь. У меня работали ребята в Москве на автобусе. Там вообще как будто другое государство. У тебя нет плана, «свистки» есть, но ты им ничего не платишь, они просто регулируют. Думал, пойду в муниципальное АТП. Бесполезно. Абсолютно.

Зарплаты мечты?

— Я работал сначала в графике два через два, потом четыре через два и где-то в районе 60 тысяч рублей за месяц получал. Старался, чтобы штрафов не было.

Водителей катастрофически не хватает, повторяет наш собеседник. Ему самому за 50, теперь трудится на грузовой машине. «Ни под каким предлогом, ни за какие больше деньги, никогда» обратно. Разве что, если система изменится. А молодые, говорит, и подавно не хотят в эту «кабалу» идти.

— Это адский труд — работать с пассажирами. Я понимаю, была бы нормальная зарплата. А когда ты приходишь как раб и если план не сделал, то еще и должен остаешься. Кто пойдет туда работать? Если пассажиры пожаловались, если автобус сломался, а ты из-за этого план не выполнил… Крайний всегда водитель.

Вы сказали, что получалось в районе 60 тысяч зарабатывать и это было несколько лет назад. Но сейчас средняя зарплата в Ростове, по официальным данным, меньше этой суммы. Многие горожане точно спросят: «Да чего эти водители жалуются?! Зарабатывают больше нас».

— А я бы ответил любому пассажиру, который об этом говорит, чтобы он сел и попробовал с 05:00 до 22:00 поработать четыре дня подряд. Причем он же не сидит в конторе и бумажки перекладывает. У водителей адский труд. Они отвечают за пассажиров, за безопасность движения. Всегда за рулем человек в напряжении. Есть «свободное» время, когда он в очереди стоит и два-три автобуса перед ним. И этого хватает на то, чтобы попить чай или кофе. Всё. Даже, бывает, времени нет поесть нормально.

О стоимости проезда

— Сколько раз поднимали цены на перевозки, и план повышается соответственно. А планы очень сильно нагружают и морально, и физически. Но человек — существо такое: нас поставили в эти рамки, нам надо как-то их выполнить, чтобы себе что-то заработать.

В нашей беседе водитель ссылался на успешный опыт работы общественного транспорта в Москве. Там, подчеркивает он, вообще нет наличных: водитель не принимает деньги от пассажиров, там стоят терминалы.

— Водитель не касается денег вообще никаким местом. Вся эта возня с деньгами сильно отвлекает. Кто-то с карточкой, кто-то с наличными. Сдачу даешь, постоянно надо отвлекаться. Мало того, кто-то заходит, не подготовившись, начинают искать деньги в кошельке. Сколько раз было: подъезжаю на Центральный рынок, конечная остановка, стоит очередь. Допустим, долго не было автобуса. Они все заходят и начинают доставать кошельки. Ну почему же ты не можешь подготовить сразу эти 50–100 рублей под сдачу?! И начинается катавасия. Но это ладно, пассажиров не переделаешь. Систему-то в Ростове саму можно переделать!

Чтобы люди шли на эту работу, надо сделать всё по закону, уверен водитель. Определить время труда и отдыха «бедных водителей», убрать наличные из их рук, сделать фиксированные зарплаты.

— Сам не пользуюсь [общественным транспортом]. У меня еще обе дочери живут в Суворовском, тоже очень редко пользуются автобусами. Но, когда пользуются, это вообще треш. Если дочь на машине в пробке стоит часто, в автобус вообще можно не садиться. Когда в Суворовском сделают всё-таки дорогу, будет полегче. Но автобусная тема всё равно никуда не уйдет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE21
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY8
Печаль
SAD7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления