Такси для ростовчан теперь — настоящая роскошь. За последние месяцы цены взлетели так, что заказ в тарифе «эконом» ощущается как вип-поездка. Но с учетом провальной работы общественного транспорта иногда приходится раскошелиться. 161.RU спросил у водителей «Яндекс Go» и в самой компании, в чем причины увеличения стоимости поездок по Ростову и сколько могут заработать таксисты.
«Яндекс Go»: дожди решают
С августа читатели 161.RU жалуются на заметное подорожание поездок на такси «Яндекса». Подавляющее большинство респондентов пользуется тарифом «Эконом», а стоимость одной поездки по городу иногда доходит до 940 рублей.
Добраться в центр из Суворовского по утрам — с 07:00 до 10:00 — можно, заплатив минимум 600 рублей. Чаще всего в приложении в это время отмечается повышенный спрос, и не всегда удается заказать машину с первого раза — автомобилей не хватает, а некоторые водители отказываются ехать по такому маршруту и отклоняют заказ.
Поездки с Западного не сильно бюджетнее. Например, наш читатель в течение нескольких дней на прошлой неделе проверял цены на поездку с Зорге на улицу Максима Горького. Он оплачивает заказы с привязанного корпоративного счета. Проезд сквозь утренние ростовские пробки стоил не меньше 710 рублей.
Даже короткие поездки по центру влетают в копеечку. Например, всего девять минут в пути от пересечения Ворошиловского с Пушкинской до Баумана нам обошлись в 232 рубля. При этом поездка началась в 14:52 — задолго до часа пик и пробок.
Стоимость поездки складывается из разных факторов: тарифа, спроса на поездки в моменте, количества свободных машин на линии, расстояния и длительности поездки. Кроме того, на длительность поездки, а значит, и на стоимость, влияют сезонные факторы — дожди и снегопады, рассказали редакции в «Яндекс Go».
Кроме привычных факторов удорожания поездок — плохой погоды или часа пик, — в последние месяцы появились новые.
— Во-первых, это серьезный рост цен на автомобили и их обслуживание. Во-вторых — нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы, — признали в компании. — В-третьих — возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям.
Новый закон о такси стал действовать с 1 сентября 2023 года. Одно из главных изменений — таксисты теперь могут работать максимум по 12 часов в сутки, а в неделю трудиться разрешают не больше 40 часов. К работе не допускаются водители с непогашенной или неснятой судимостью за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и прочее. У компаний и водителей должно быть разрешение на работу в такси. А еще водители должны пройти тест на знание города.
«Зарабатываешь 150 тысяч, но остаешься без здоровья»
Ростовчане соглашаются платить большие деньги за поездки в такси, когда доехать нужно быстро, а общественный транспорт приходится долго ждать.
— Заказов на поездки становится значительно больше, когда идет дождь. В автобусы попасть нереально. Надо, наверное, на конечную идти, чтобы залезть [в салон]. А в начале октября еще и похолодало сильно, ждать на остановке было холодно. И люди прямо с радостью садились в такси, хоть и поездки вечерние в некоторые дни были за 650–800 рублей. Народ готов платить, лишь бы домой добраться. С утра та же история: опаздывать на работу мало кто рискует, — рассказывает ростовчанин Максим, который водит такси более 11 лет и работает в тарифе «Эконом».
Максим признается: как только видит заказ в Суворовский, то рука тянется его отменить. Говорит, что «ни за какие деньги не хочет туда ехать». Такую позицию водитель объясняет тем, что поездка в тот район занимает очень много времени даже днем, а стоимость не оправдывает себя, ведь агрегатор забирает существенный процент.
Самым дорогим заказом за последние две недели у его коллеги Алексея была поездка за 960 рублей. Он вез клиента вечером на улицу Интернациональную. По его наблюдениям, повышенный спрос на такси в Ростове начинается с 06:00.
— Когда есть высокий спрос, тогда включается повышающий коэффициент. И чем больше спрос, тем дороже выходит поездка. Как правило, самые дорогие отрезки в течение дня с 06:00 до 10:00, в обеденное время с 12:00 до 14:00 и, конечно, после 17:30 и до 20:00, когда все едут домой, — объясняет водитель, арендующий машину в таксопарке. — У меня «комфорт плюс», там люди своеобразные, они осознанно выбирают именно этот тариф, привыкли на нем кататься и готовы платить столько, сколько указано, не жалуясь. Когда же я работал в «экономе» и «комфорте», то люди жаловались, почему так дорого, мол, таксисты вообще попутали.
Алексей считает, что машин такси в Ростове не стало меньше после 1 сентября. По его словам, происходит слияние таксопарков. Например, «Пронто» и «Мега» объединились, и получился таксопарк «Mega Pronto». Но влияние нового закона о такси на работу водитель признает.
— Введены ограничения на количество рабочих часов, доступных за день — по закону это теперь 12 часов. При этом цены на поездки именно для таксистов не сильно-то и выросли. Они выросли для пассажиров. Я напрямую спрашивал у клиентов, какую цену им показывает приложение. Одна женщина сказала: 780 рублей. При этом у меня показывает 680 рублей. Получается, 100 рублей агрегатор снимает сразу, переводит мне 680 и с них снимает еще минимум 20%.
«Вопросы по ценам стоило бы задавать «Яндексу», который берет у таксистов от 20 до 25% с каждой поездки»
В перспективе, если ситуация не изменится, люди будут вынуждены бросать машины и искать новую работу, ведь аренда автомобиля сейчас дорогая, часть дохода нужно отдавать таксопарку, а себе будет оставаться все меньше. Так считает водитель Алексей.
— У многих есть семьи. Каждый хочет кушать, одеваться, ездить отдыхать. Базовая машина сейчас стоит 200 тысяч рублей. Плюс заправка, плюс мойка — это 2,5 тысячи.
В месяц можно зарабатывать 150–180 тысяч рублей, рассказывает водитель Алексей. Вот только придется пожертвовать здоровьем и не вылезать из-за руля.
— Есть люди, которые просто созданы для работы в такси. Они живут в машине, они ничем больше не занимаются в жизни. Утром встал и поехал, и до тех пор, пока у него не будет 12 часов для блокировки. После этого некоторые таксисты, и я знаю таких, переходят в программу «306», работая до тех пор, пока не начнут отключаться. И только когда они понимают, что засыпают, едут домой.
Поэтому Алексей поддерживает ограничение времени работы, прописанное в новом законе. Безопасность важнее, признает он.
— Я поддерживаю немецкую систему, по которой в сутки водитель должен находиться за рулем не более восьми часов. Реакция в течение дня притупляется, человек морально начинает уставать — даже самый сильный, кто бы что ни говорил про себя.
Читайте откровенный монолог таксиста, который мы записывали задолго до начала действия нового закона о перевозках. Наш собеседник рассказал, какие заказчики раздражают и почему таксист — опасная профессия.