Вечером на остановке у Центрального рынка едва можно протолкнуться. Теряешься среди бесконечных потоков людей, как на вокзале. Но нет, это очереди на автобусы в час пик. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина пообщалась с водителями городского транспорта и ростовчанами, которые каждый вечер стоят в очередях в надежде быстрее уехать домой.
С конца лета — совсем плохо
— Очереди всегда были, но сейчас совсем плохо. Раньше один автобус отходил, тут же подходил другой. Сейчас мы 20–30 минут ждем, когда на горизонте появится следующий, — говорит ростовчанка Фатима в ожидании автобуса № 4. — Если бы было недалеко ехать, можно было бы как-то втиснуться. Но когда тебе от одной конечной до другой, то, конечно, ты стоишь в очереди, потому что хочешь сесть.
Длинные очереди выстраиваются к маршрутам № 4, 16 и 16а, 34 и 34а, 71-му и 26-му автобусам. «Хвосты» загибаются за угол и перемешиваются с другими очередями. Трудно найти свою, теряясь в мешанине людей.
— Вы на четверку? — спрашивает у кого-то женщина в очереди.
— Нет, на 16-й. Ну здесь и на 16, и 16а стоят.
Огромные очереди здесь собираются с конца лета. В августе часть городского транспорта сменила перевозчиков. По ощущениям опрошенных ростовчан, автобусов стало меньше, а потому и интервалы между ними стали больше.
— Очереди такие с конца лета. Я езжу на 4-м автобусе каждый день. Чтобы вот так, как сейчас, — такого не было раньше. Вечер — это страшно. Бывает, и 30 минут стоим. Во-первых, интервалы между автобусами стали больше. И они набиваются битком. А ведь это еще не начало зимы, когда все в верхней одежде. Так и сознание можно потерять, — негодует ростовчанка Элла Мкртчян.
Женщина рассказала, что утром ситуация с транспортом не лучше, чем вечером. Набитые автобусы проезжают мимо остановки на Портовой, поодаль высаживают людей и уезжают.
— Два автобуса проехали мимо моей остановки. Они просто не остановились, битком шли. На остановке я насчитала 12 человек, — жалуется Элла. — Где-то в 06:50 я стою на остановке, а в 8 утра мне нужно быть на работе. Я сегодня опоздала.
Ростовчанка Ольга заметила странности в курсировании автобуса № 16а по вечерам. По ее словам, он подъезжает к Центральному рынку и меняет надпись на табло на «16».
— 16а в полседьмого вечера прекращает свою работу, и на маршруте остается один автобус. А с чем это связано, никто понять не может. «Яндекс.Карты» [отображают], что 16а подходит, но он подъезжает и переключается на 16. И уже сколько это продолжается, все плевать хотели на нас. 16-й ждать не так долго, но мне удобнее на 16а. А он раз в час ходит, — рассказывает ростовчанка Ольга.
Молодой мужчина из очереди на 71-й автобус пытается вызвать такси. Цена — от 500 рублей, машина ищется очень долго.
— А че нам терять? — говорит он.
— Еще только шесть часов [вечера], а к семи тут будет гораздо больше людей. Это разве нормально для города-миллионника? Безобразие. А кому мы нужны? Администрации? У них другие заботы. По [Большой] Садовой автобусы чаще ходят, а здесь прям совсем плохо, — жалуется ростовчанка Татьяна в очереди на «четверку».
На 26-й тоже очередь, сомкнувшаяся с теми, кто ждет 71-й маршрут.
— Стою минут 20–30 уже. Это еще недолго — я стояла вообще 50, — рассказывает ростовчанка Елена, высматривающая 26-й маршрут. — Когда только появились оранжевые автобусы перед чемпионатом по футболу, всё было нормально. Потом в какой-то период стало хуже. С весны прошлого года стало вообще не очень. Сейчас получше, но все равно. 71-х автобусов много: один отъехал, другой подъехал. А здесь вот такого нет.
Где большое скопление людей, всегда возникают конфликты. Особенно если стоять приходится долго.
— Мужчина, отойдите в сторону! Ну вы стоите, на людей дымите. В очереди обязательно найдутся курящие. Стоят, курят на людей, и бесполезно что-либо говорить, — возмущается Елена.
Подъехал 26-й автобус, и очередь тронулась.
— Я три автобуса пропустила, этот четвертый, — говорит Елена, считая мелочь.
45 тысяч за почти круглосуточную работу
Ни один из водителей, с кем общался корреспондент 161.RU, не сказал, что в городе сократилось число автобусов. В один голос они ссылаются на нехватку кадров.
— Автобусов не меньше, просто водителей не хватает. Была бы зарплата больше, водители шли бы работать, — рассказывает водитель 34-го автобуса. — Платят от 45 тысяч. Работаем 4/2 и до 23:00 где-то. А в 5 утра выходим на линию. За такую работу не меньше 150 [тысяч рублей] надо получать. Вы попробуйте работать на этой машине. Адская и неблагодарная работа. У меня шесть детей и все школьники. Я зубы не могу долечить. Начал, а теперь откладываю, потому что средств не хватает.
Водитель рассказал, что сейчас на 34-м маршруте 18 автобусов, которые ходят с интервалом в 4 минуты. Другой водитель пояснил — из-за того, что добавились новые автобусы на маршруты № 94 и 96, часть водителей перешла на них.
Немало водителей аргументируют задержку автобусов по вечерам тем, что в городе слишком много раскопанных дорог. Это провоцирует пробки, и, как следствие, увеличивается интервал между транспортом.
— О каких интервалах мы говорим? Московская перерыта, Стачки перерыты. Я 5 минут еду, 15 стою в пробке, — говорит водитель автобуса № 4.
— Малиновского в пробках стоит, поэтому чуть «растягиваются» автобусы. 2-я Краснодарская перекопана, весь транспорт идет по Коммунистическому. Поэтому целый день пробки, — жалуется другой водитель.
К семи вечера очереди на Центральном рынке практически рассосались. Но примерно спустя час на площади вновь появляются толпы. Самая большая стояла на 71-й автобус, где люди томились по 30 минут. Водитель 71-го автобуса объяснил, что вечером на линии остается всего четыре автобуса.
Обслуживанием автобусов № 4, 16 и 16а, 34 и 34а, 71 занимается МУП МТК «Ростовпассажиртранс». Корреспондент обратился к перевозчику, чтобы узнать, сколько сейчас автобусов на этих маршрутах и в чем причина очередей на остановках, но директор оказался на планерке. Также редакция сделала запрос в администрацию города. Когда появится официальный ответ, мы его опубликуем.