Мнение жителей Первомайского района не учли, принимая решение о строительстве областного автовокзала на месте старого ростовского аэропорта. Коллективное письмо группы горожан с таким тезисом поступило в редакцию 161.RU.
— Каким бы красивым нам ни показывали новый вокзал, мы прекрасно понимаем, что для нашей жизни перспективы совсем не радужные. Несколько месяцев мы пребываем в ужасе от решения властей, — пишут жители района. — Считаем, что это недопустимо в жилом районе с расположением домов в прямой непосредственной близости. С одной стороны — мы, наш чистый воздух, ухоженные дома и площадки, а также санитарные нормы о запрете вокзалов ближе 300 метров. С другой стороны — решение высшего руководства и бизнеса построить вокзал.
Разместить новый областной автовокзал на месте старого аэропорта поручил Василий Голубев. Инвестором проекта выступает «Агроком-Холдинг» Ивана Саввиди. Строительство нового автовокзала в апреле включили в губернаторскую сотню инвестпроектов — на него направят миллиард рублей.
— Что нам остается теперь? Тихо смотреть, как «убивают» наш район? Население города растет, плотность застройки увеличивается, на дороги района нагрузка и так колоссальная. Разве аэропорт переносили не для разгрузки трафика? — задается вопросом одна из авторов обращения Яна Соловьева.
В правительстве рассчитывают, что новый автовокзал сможет обслуживать до 12 тысяч пассажиров в сутки. Рядом с ним сделают остановку — для городских маршрутов № 7 и 93. Гендиректор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий уточнял, что запустить автовокзал планируют в конце 2023 года.
Руководитель проекта «Областной автовокзал "Центральный"» Алена Беликова в комментарии 161.RU отметила, что с появлением этого транспортного объекта район оживет, и к работе привлечены ведущие проектные бюро страны.
— Всё новое всегда вызывает опасения, поэтому мы понимаем беспокойство жителей района. Однако уверены в том, что новый современный транспортный комплекс, в здании которого, помимо автовокзала, будут расположены уютные кафе, рестораны, магазины и другие объекты для проведения досуга и комфортного ожидания рейсов, станет точкой роста для прилегающих территорий.
По задумке, новый автовокзал «позволит разгрузить центральные городские улицы от сотен автобусов, что улучшит условия движения легкового и общественного автотранспорта». Авторы проекта уверяют, что при запуске объекта учтут все современные требования безопасности и логистики.
— Здание сохранит уникальный архитектурный стиль аэропорта, но за счет смелых дизайнерских решений может стать одним из знаковых туристических объектов нашего города, — добавила Беликова.
Говоря о запуске нового автовокзала, чиновники подчеркивали, что главный автовокзал Ростова закрывать не будут. Он только расширит работу и, по словам губернатора, «станет частью современной транспортной системы донской столицы».
— Здесь есть условия, с учетом модернизации примыкающих к этой территории дорог, для создания в среднесрочной перспективе мощного областного автовокзала. Это позволит повысить качество транспортного обслуживания Ростова-на-Дону и в целом агломерации Большой Ростов, — говорил Василий Голубев. — Не менее 150 маршрутов — от международных и межрегиональных до межмуниципальных и внутригородских — должны быть связаны единой системой управления. Это создаст новые возможности для развития пассажирского транспорта в регионе. В результате появится современный областной центр организации транспортного обслуживания пассажиров.
Директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев отметил, что ситуацию с транспортом и загруженностью дорог в этой части города будут определять новые «человейники», которые будут здесь возводить гранды ростовского строительного комплекса. Вокзал, как объект, способный генерировать транспортные потоки, по мнению Трухачева, просто померкнет на их фоне.
— Важно также и то, как будущий вокзал позиционируется в транспортной схеме всего города. Мы, давая в 2017 году предложения по устройству здесь ТПУ, предлагали позиционировать весь узел как перехватывающий для всего потока, входящего ежедневно в город со стороны М-4. Это повлекло бы устройство здесь и перехватывающих парковок, и перронов для пересадки «дверь в дверь» из пригородного автотранспорта в городской. Из той скудной информации о вокзале, которая просачивается в открытый доступ, следует, что он позиционируется просто как вокзал для дальнего и пригородного сообщения. Сведений о том, что он будет являться частью более крупного ТПУ, нет, — сказал эксперт.
Функционирование района во многом зависит от того, как будет организовано обслуживание будущего автовокзала городским транспортом, отмечает Трухачев: подтянут ли туда маршруты автобусов и троллейбусов большой вместимости или же пассажиры, приезжая в город, будут пересаживаться на малые автобусы, а то и вовсе перейдут на личные автомобили.
— Речь, конечно, о тех, кто ежедневно приезжает в Ростов из агломерации, именно они создают нагрузку на транспортную систему, а не пассажиры автобусов дальнего следования, распределенные по времени суток. В течение многих лет у нас был здесь аэропорт. Это тоже транспортный объект, который, как все помнят, не создавал особых пробок, обеспечивая сообщение в дальнем следовании. Так что всё зависит от того, как городские власти решат проблему с пригородными пассажирами.
В донском Минтрансе уточняли, что решение о названии нового автовокзала принимала «Группа Агроком». Урбанист Артемий Зайцев считает, что «Центральный» будут путать с «Главным».