От идеи построить метро в Ростове официально отказались год назад. И вот накануне сити-менеджер Алексей Логвиненко исполнил последнюю формальность, отменив постановление о проектировании первой линии. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян поговорила с директором «Южного градостроительного центра» Сергеем Трухачевым о причинах провала проекта ростовского метрополитена и о том, что на самом деле нужно транспортной системе города.
«Дело не только в деньгах»
— Проекты строительства метрополитена в Ростове доходили до стадии изысканий и проектирования дважды: в конце восьмидесятых и в конце нулевых. В обоих случаях они были порождены скорее амбициями регионального руководства, чем объективными потребностями транспортной системы города.
Документ о планировке территории для первой линии ростовского метрополитена подписал в 2014 году сити-менеджер Сергей Горбань. Участок стартовой линии был запланирован от 5-го микрорайона «Левенцовский» вдоль проспекта Стачки, далее через полосу отвода СКЖД к улице Большой Садовой и Советской и до площади Толстого. Максимальный пассажиропоток в час определили в 12,3 тысячи человек, а количество перевезенных в час пик — 38,3 тысячи.
Ожидаемо оба проекта были похоронены со сменой экономической конъюнктуры: у федерального центра — а больше такой объем финансирования никто не потянул бы, — заканчивались деньги на стройку.
Но, помимо денег, есть и ряд иных причин. Я бы отметил прежде всего традиционную для нашего города компактную планировочную структуру. Ростов значительно меньше по территории, чем многие другие миллионники в нашей стране. Отсюда и меньшая дальность средней поездки, при которой достаточно обычных, нескоростных видов транспорта.
Нам необходима модернизация всей системы городского общественного транспорта со строительством сети транспортно-пересадочных узлов и пересмотром маршрутной сети. Город растет, и нельзя проехать без пересадок с одного конца на другой. У нас же напротив, администрацией культивируется политика, при которой располневшие маршрутки, названные автобусами малой вместимости, связывают противоположные районы города напрямую.
Это не решает проблему, а приводит к ситуации, при которой в центре автобусных маршрутов очень много, а на периферии интервалы движения между ними очень большие. Из-за этого люди переключаются на личный автомобиль.
«Нужны умные, а не престижные решения»
— Стоит отметить, что и сеть скоростного трамвая потребует строительства сложных и дорогостоящих инженерных сооружений. Чего стоит только трамвайный путепровод рядом со старым Темерницким мостом в районе железнодорожного вокзала.
Сфокусированность на трамвае как на единственном способе решения транспортной проблемы мне напоминает отношение прежних областных властей к проекту метро. Ведь метро — это такая морковка, которую можно повесить перед стоящим в пробке ростовчанином. И петь ему: «Потерпи, дружок, вот сейчас накопим денежек на метро, построим, и будешь ты с ветерком добираться до дома…» Сейчас такой же морковкой может стать и скоростной трамвай.
Правительство Ростовской области в ноябре 2021-го договорилось с холдингом «Синара — Транспортные машины» о создании скоростного трамвая. Компания согласилась инвестировать в проект более 35 миллиардов рублей, которые собиралась занять у госбанка «ВЭБ.РФ» и Фонда национального благосостояния. Но весной 2022 года федеральный вице-премьер Марат Хуснуллин предложил перенаправить средства на строительство Ростовского транспортного кольца. Он мотивировал это проблемами с поставками трамваев из-за санкций. Как заявили позже и в правительстве области, и в «Синаре» — деньги на проект планируют получат из других источников.
В условиях санкций, которые в ближайшее время не снимут, а также прочих ограничений, вечно недостающего финансирования, нам нужны умные, а не престижные решения. И мировая практика в этой части накопила большой опыт: в том числе система пересадочных узлов и выделенные полосы общественного транспорта.
Больше по теме:
В августе 2022-го Алексей Логвиненко опроверг скорое подписание концессионного соглашения с «Синарой». По словам главы администрации, стороны еще обсуждают проект, а власти намерены вносить в него коррективы, потому что их не всё устраивает.
Мы уже рассказывали, какие обещания про метро давали донские чиновники в течение 50 лет. Читайте также колонку автора телеграм-канала «Тютина» Алексея Максимука о том, почему Ростову метро не нужно и чем его можно заменить.