Депутат Заксобрания Ростовской области Евгений Федяев предложил главе администрации Алексею Логвиненко уволить с должности директора департамента транспорта Ростова Вадима Шкабарню. Народный избранник пояснил в интервью корреспонденту 161.RU, почему решил направить такое обращение и что происходит в транспортной сфере Ростова, которая получает больше всего претензий от населения, а власти отчитываются, сколько нашли нарушений в перевозках.
Евгений Федяев — депутат Законодательного собрания VI созыва. Избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Ростовским областным отделением политической партии ЛДПР в 2018 году. В 2019 году предложил ныне экс-директору департамента транспорта Ростова Христофору Ермашову ввести в городском общественном транспорте гибкую систему оплаты проезда и создать транспортную карту «Тачанка».
Такое требование депутат решил выдвинуть после того, как летом пересел из служебного автомобиля на общественный транспорт города. Евгений Федяев считает, что все заявления властей по поводу нормальной транспортной системы — фикция.
— Вы считаете, что увольнение начальника дептранса решит ситуацию?
— Я считаю, что, если глава департамента говорит и отчитывается о том, что в сфере транспорта нет проблем либо их стало меньше, при этом не пользуется сам общественным транспортом, должен уйти из этой сферы. Он не может знать о проблемах по бумажкам и отчетам.
— Вы пересели на общественный транспорт. Как пришли к этому решению, у вас есть автомобиль?
— У меня и у моей семьи нет личного автомобиля, поэтому в рабочие дни я раньше пользовался служебным автомобилем. В праздничные и выходные я, естественно, передвигался на общественном транспорте. Поэтому его проблема мне очень знакома. Теперь я пользуюсь исключительно общественным транспортом — каждый день добираюсь на автобусе. И вот последние три недели были самыми жаркими. Температура достигала только в тени +38 градусов, а на солнце +43… +44. То есть я прочувствовал на себе все «прелести» общественного транспорта. Добираюсь я с Западного в центр либо на автобусе № 67, либо с пересадкой до Центрального рынка. Это также № 1, 34, 16 — какой подходит. Я все автобусы «проехал».
— Почему вы решили написать такое обращение на имя главы администрации?
— [Настала] критическая точка. В салонах в жаркие дни температура доходит до +43 градусов. В большинстве маршрутов не работают кондиционеры. Я ездил практически по всем районам города. После 21:00 невозможно никуда уехать — транспорта просто нет или единицы. Я предлагаю директору департамента транспорта Вадиму Шкабарне прокатиться вместе со мной после работы в автобусах в микрорайон Суворовский или на маршрутах № 96, 94.
— В Суворовском не хватает транспорта, особенно по направлению на Западный. Ростовчане неоднократно жаловались, что не могут дождаться автобус по маршруту № 10. Кондиционеры в транспорте предусмотрены, но не включаются — почему?
— Я ездил несколько раз в Суворовский специально на автобусе № 18 и других.
«Это ад. Это просто сущий ад, потому что ты чувствуешь себя в этом битком набитом автобусе частью маринованных огурцов, уложенных вплотную»
Особенно когда автобус стоит в пробке. О каких кондиционерах они отчитываются? Власти могли признать вину, снять какую-то социальную напряженность. К примеру, сказать: «Да, мы не справляемся, потому что вот так. Мол, мы предъявляем требования, а потом мы взыскиваем деньги или не взыскиваем по претензиям». Это тоже непонятно. В их отчетах обычно просто написано, что предъявили претензии перевозчику на такую-то сумму, но нет понимания, взыскали эти деньги или всё осталось на бумаге. Понесли они административную ответственность или не понесли, и всё ограничилось этими претензиями без судебного разбирательства.
— Кто в транспортной отрасли города Ростова может навести порядок?
— Я не понимаю, почему [Христофора] Ермашова сняли (это предыдущий глава дептранса, ушел в декабре 2021 года. — Прим. ред.). Я с ним плотно работал — не писал жалобу, а просто сообщал о нарушениях в сфере транспорта. Он моментально реагировал, принимались мгновенные меры. Мы с ним периодически встречались, обсуждали эти проблемы — человек очень контактный, тем более что он сам передвигался на общественном транспорте. Его сто раз все видели и люди, и я лично сам. Он делал замечания водителям. Не знаю, почему его сняли с должности.
Проблема эта зрела из года в год с нерабочими кондиционерами в нашу 40-градусную жару. Поменяли начальника дептранса — ну, наверное, не просто так, а для того, чтобы ситуацию как-то преломить. Причем поменяли в начале сезона — в апреле. То есть у человека было почти три месяца, чтобы наладить работу.
— Вы рассчитываете, что сити-менеджер отреагирует на депутатское обращение?
— Я очень надеюсь, что глава администрации [Алексей Логвиненко] ответит в ближайшее время. Проблема назрела уже давно, и я думаю, что Логвиненко как-то нужно снять социальную напряженность. Сами понимаете, так как претензии у населения очень большие к транспорту. В прошлый раз, еще когда была транспортная реформа (октябрь 2018 года. — Прим. ред.), автобусы не ходили часами. Я тогда тоже требовал отставки причастных, и там было за что.
Я начал с меньшего — не стал предъявлять требования к замглавы администрации [Дмитрию Симкову]. Пока, потому что не увидел активности в работе начальника дептранса. Проверял ли он сам автобусы — нет информации. Какие меры принимались, кроме каких-то мелких претензий? Причем эти последние заявления дептранса ввергают в шок. Они говорят, что якобы снизилось количество жалоб и в целом у нас кондиционеры оборудованы на 80% и в принципе нет больших проблем.
«Я бы, может, и не требовал бы отставки Шкабарни, если бы не позиция дептранса и позиция в целом администрации, что "всё нормально, что вы пристали"»
Они считают, что всего в нескольких автобусах не работают кондиционеры. Но я катаюсь уже три недели на разных автобусах, в разные части города — и они не работают. Это факт. Логвиненко должен сейчас в максимально короткие сроки рассмотреть мое обращение и все-таки принять какое-то волевое решение.
Вадим Шкабарня возглавил департамент транспорта Ростова в апреле 2022 года. Новый руководитель — оказался бывшим сослуживцем сити-менеджера Алексея Логвиненко, который работал под его руководством в управлении экономической безопасности ГУ МВД. Шесть лет назад Шкабарня «прославился» танцем на полицейском корпоративе, когда станцевал в женских панталонах в ночном клубе «Вальяно». Донской главк МВД тогда инициировал проверку, но нарушений в действиях мужчины не нашел. После скандала Вадима Шкабарню перевели из Таганрога в Ростов. В конце мая прошлого года он возглавил муниципальную «Ростовскую транспортную компанию». РТК заведует всеми трамваями и троллейбусами города.
— На прошлой неделе Алексей Логвиненко заявил, что «водителям неинтересно» включать кондиционеры и тратить топливо. Как вы это оцениваете?
— Если бы они признали проблемы, сказали бы: «Да, проблема есть, но мы ничего не можем сделать», тогда, может быть, их можно было бы понять в какой-то степени. А поскольку они начали рапортовать, что всё прекрасно у нас, то такое заявление вызывает недоумение. Еще до этого Логвиненко заявлял о том, что срочно нужно освоить два миллиарда, чтобы исправить ситуацию с транспортом, но это просто на голову не натянешь.
— Законно ли то, что водители не включают кондиционеры намеренно в сильную жару, и кто должен реагировать на такие действия?
— Я не понимаю позицию администрации по поводу перевозчиков, которые говорят: «Нам невыгодно или неинтересно». Вы участвуете в тендерах. Там изначально заявлено наличие оборудованного автобуса с кондиционерами. Не просто для галочки, а кондиционеры должны работать, должны располагать определенными мощностями.
Перевозчики должны понимать, что, участвуя в этом конкурсе, принимая условия маршрута, где в автобусах должны быть кондиционеры, они должны работать априори. Почему администрация в принципе обсуждает этот факт — включили, не включили? Зачем это нужно, когда в контракте изначально четко прописано — перевозчик соглашается на эти требования и принимает на себя обязательства. Они обязаны их соблюдать.
«Губернатор говорит, что Ростов, Таганрог претендуют на звание туристических городов Юга России. Какие туристы, когда в автобусах +43?»
— Ростовские власти не так давно отчитались, что перевозчики и так ущемлены в правах, а водители не хотят работать на маршрутах. В этом ли проблема?
— Да, помню [председатель постоянной комиссии гордумы по транспортному обслуживанию населения и дорожной деятельности] Магомед Дарсигов не так давно выступил в гордуме — зачем нужно перевозчиков трогать, они и так бедные и несчастные (он попросил администрацию уменьшить число проверок общественного транспорта. — Прим. ред.). Если я не ошибаюсь, он возглавляет одну из транспортных компаний. Водители действительно получают низкие доходы, да, а их руководство во много раз больше. Так, может, стоит там немного с них поспрашивать?