Рабочий день сотрудника ДПС начинается в 05:45 с получения табельного оружия. Заканчивается в 21:00 — если повезет. Корреспондент 161.RU Анастасия Миронова провела смену с ростовскими автоинспекторами, чтобы увидеть работу ГИБДД изнутри и расспросить сотрудников о работе и соблазнах, с ней связанных.
На часах 06:30 — экипажи отдельного батальона ГИБДД собираются на инструктаж и развод. В небольшой комнатке, похожей на школьный класс, сотрудникам обозначают задачи на день. Снаружи полицейских ждут 144 бело-голубых служебных авто.
— Всегда хочется больше, но при должной организации всего хватает, — говорит мне майор Олег Четвериков, заместитель командира отдельного батальона.
Четвериков признаётся, что с представителями СМИ общается редко, поэтому — от греха — дает указания, что точно нельзя публиковать: позывные, названия операций, некоторые личные данные сотрудников. Спрашиваю: а текучка кадров большая?
— Текучка у нас была всегда: кто-то уходит на пенсию, кто-то — в отпуск, кто-то заболел. В 90-е было совсем плохо, но я верю, что эти времена не вернутся, — отвечает майор.
К 07:00 из здания с комнатой инструктажа шумно высыпают сотрудники. Они строятся в две шеренги. На построении проверяют внешний вид и готовность инспекторов нести службу. После развода экипажи расходятся по машинам, надевают 12-килограммовые бронежилеты — примета неспокойного времени, проверяют маршрутные листы и выезжают в город.
Смена продлится не менее 12 часов, а перерыв на обед — всего 15 минут. Чтобы передохнуть, инспекторы должны сперва оповестить дежурную часть: если нет ДТП и других срочных дел, дадут добро на отдых.
«У нас же разные тяготы, поэтому и служим 20 лет всего. Вот и перерыв такой»
Экипажи, отвечающие за оформление происшествий, заканчивают дежурство в семь вечера, а патрульные машины работают в городе и постах как минимум до восьми.
— Не всегда получается закончить в 08:00. Пока едем на базу, туда-сюда, уже 09:20. Потом сдаем оружие, сейчас это занимает больше времени, потому что у автомата 40 патронов, каждый нужно вытащить, вставить в колодку. Также сдаем видеоматериалы, которые фиксировали нашу деятельность весь рабочий день. Компьютер один, когда ставишь сразу три флешки, он начинает тормозить. Это всё занимает время, там чуть-чуть, там чуть-чуть, а в итоге освобождаемся ближе к десяти.
Сотрудники ДПС работают два через два, каждый вторник проводятся стрельбы, каждый четверг — занятия по правовой подготовке в формате дискуссии. Все занятия инспекторы посещают в нерабочие дни. Часто проверяют физподготовку, нормативы.
— А как же полненькие инспекторы?
— Такие сдают не подтягивания, а жим лежа, — отвечает полицейский Стас. — Да и это сотрудники старше 40, а нормативы учитывают возраст.
«10 из 9 сотрудников живут небогато»
В салоне новенькой Skoda чисто, работает кондиционер, но комфортную атмосферу создают инспекторы, которые не без волнения рассказывают о работе. Артем и Станислав отвечают за два района города. Если нет вызовов по авариям, то они двигаются по маршруту, выявляют несовершенства дороги, проверяют видимость знаков. Когда есть время, проверяют документы.
Стас всегда мечтал стать автоинспектором, как его отец. Говорит, что особенно любит делать предупреждения пешеходам, которые переходят дорогу в неположенном месте, а затем следить, как те возвращаются на тротуар и доходят до перехода. В нерабочее время Станислав с неохотой садится за руль. Любит бывать на природе с женой и пятилетним сыном.
Его напарник Артем признаётся, что после работы больше всего любит поспать — сил на что-то еще просто не остается. До службы в ГИБДД он был участковым.
За первые пять часов работы инспекторы разобрали две аварии, остановили водителя, проехавшего на красный, у нескольких автовладельцев проверили документы и сделали замечания пешеходам. Полицейские говорят, что нам повезло — мало ДТП. Иногда по вечерам случаются по две-три аварии в разных частях района.
— Часто рассказывают удивительные истории о том, как они оба ехали на зеленый, — улыбается Стас.
— Некоторые люди даже не видят, на какой свет проезжают, а потом доказывают, что на зеленый, говорят, что мы их пытаемся подставить. Потом уже выясняется, как было на самом деле, — рассказывает Артем.
— Часто хамят?
— Зависит от человека, конечно. Но да, бывает часто, особенно, если ты начинаешь говорить не то, что хотел услышать водитель, — пожимает плечами Станислав.
— Вам не тяжело с этим сталкиваться каждый день?
— Если становится тяжело, то мы обращаемся к психологу, — признаётся Стас.
За 15-минутным обедом в придорожной столовой, в которой мы оставили 700 рублей, спрашиваю Артема и Стаса о коррупционных скандалах, которые сотрясают южные управления ГИБДД в последние месяцы.
— Неприятно о таком читать, конечно. Эта же вся роскошь у тех, кто взятки берет, закон нарушает, а вы покажите обычного сотрудника, как он живет? 10 из 9 живут бедно. Ну как бедно, большинство — просто существуют.
— Самое обидное, когда говорят, что мы от налогов питаемся. Мы же также платим 13%, как и все. А какие зарплаты у бюджетников — все знают, но к нам всё равно относятся пренебрежительно из-за таких вот недобросовестных «коллег».
Иногда важно услышать «доброго пути»
После обеда прощаюсь с патрульными и еду на стационарный пост ДПС между Ростовом и Батайском. Раньше на таких постах дежурили начальник, несколько сотрудников, а сейчас — один экипаж, который может оставить его пустым в случае выезда на ДТП.
Три стола, два стула, ленты от мух, компьютер, принтер и простенький кондиционер — всё, что есть в рабочем кабинете. В соседней комнатке стоят холодильник и система отопления. Туалет уличный — дыра в кафельной плитке. Вот и весь нехитрый быт.
Инспекторы Андрей и Михаил любезно встречают, поправляя кепки. Пока знакомлюсь с интерьером, инспекторы тормозят старенькую советскую машину. Интересным оказывается даже не водитель, а пассажир без документов. Как указано в полицейской базе, молодой человек не раз привлекался за мелкие кражи и драки.
— Ну да, хулиган я по жизни, — хвалится юноша перед инспекторами.
Его просят проехать в отделение полиции с другим экипажем. Инспектор Андрей говорит, что подобных маргиналов встречает каждый день. Распрощавшись с юным хулиганом, Андрей предлагает попить воды.
— На посту пол-персика съел — и кушать не хочется, а вот без воды никак в такую жару.
Сделав по глотку, инспекторы возвращаются под палящее солнце. В здание поста заходят редко — только если нужно пробить кого-то по базам и составить протокол.
— У нас очень интересная работа, ежедневное общение с людьми. Мы не психологи, но к любому человеку можно найти подход, во время разговора изменить впечатление о себе, — рассуждает Андрей. — Иногда кому-то важно услышать «доброго пути» или «хорошего настроения». Мало ли, что у человека в жизни происходит.
Инспекторы рассказывают, что за годы службы вырабатывается шестое чувство — способность выбирать из потока автомобилей подозрительные. Сегодня остановили девушку, которая забыла права, в чём сразу призналась инспектору. Часто ловят водителей в нетрезвом состоянии или тех, кто перевозит оружие или наркотики.
— Как-то дежурил на Соколова, остановил машину, смотрю, у водителя аж испарина на лбу, — рассказывает Михаил. — Смотрю, вроде с документами всё в порядке, а он говорит: «Извини, я просто Винокура везу». Я наклоняюсь посмотреть, а Владимир Натанович своим голосом: «Я вас приветствую». Оказалось, у него вечером концерт был в Ростове, ехал дальше в Краснодар.
«Он мне предлагал миллион»
После поста еду на дежурство в центре города. Здесь инспекторы ограничены несколькими улицами, передвигаются с точки на точку. Роман и Владимир точно знают, где чаще не пропускают пешеходов, где при повороте заезжают на встречную полосу, где неправильно паркуются. Каждый день руководство обозначает, на какие нарушения стоит обратить особенное внимание. Но инспекторы уверяют: нет задачи ловить только за конкретное нарушение или количество протоколов, которое надо выписать.
— Мы просто обращаем более пристальное внимание на частые нарушения, которые ведут к снижению безопасности на дорогах. Бывает, что таких нарушений в этот день нет, бывает два, бывает десять. Сколько будет, столько и оформим. А то, что у нас есть какой-то план, это стереотип, — говорит Владимир.
— Иногда можно и по шапке получить за усердие. Я вот погонял одного с красивыми номерами, а это оказался необычный человек. Прилетело мне, — признаётся Роман.
Инспекторы на подобных дежурствах в городе много времени проводят на ногах. Сегодня еще повезло — работают в тени. Владимир вспоминает, что, например, на выезде из города около бывшего рынка «Атлант» на всём участке дежурства всегда палит солнце. Мне в юбке и футболке было жарко, а инспекторы стоят весь день в душных рубашках, бронежилетах и плотных туфлях. Горячее 32-градусной жары были только вопросы о взятках.
— Сейчас везде камеры, дачу взятки легко вычислить, поэтому [сами водители] предлагают редко, это же уголовно наказуемо, — заявил Роман. — Был у меня один случай. Дали ориентировку, что разыскивается автомобиль, на котором передвигается подозреваемый в мошенничестве в особо крупных. Буквально через 10 минут вижу его, останавливаю. Он мне предлагал миллион, я не взял, естественно, сразу передал данные дальше, его задержали. Уже потом узнал, что там мутная история была, этого мужика вроде как друзья подставили, сняли деньги с карточки какого-то бизнесмена, а вину повесили на этого водителя. Ему штраф пришлось платить в 5,5 миллиона.
Время от времени патрулируем небольшой квадрат улиц. В центре города много машин, которые останавливаются в неположенном месте. Если водителя нет в автомобиле, то им занимается эвакуатор и специальный экипаж, а мы обращаем внимание на тех, кто оставался в машине. На таких Роман «шипит» в громкоговоритель.
«Им и говорить не надо, они знают, что нарушают. А так пошипишь — и отъезжают. Если не слушаются, то выписываем штраф»
Несмотря на грозный вид мужчин в форме, за два с небольшим часа они не выписали штраф никому. Делали замечания и отпускали, особенно если попадались нарушители преклонного возраста.
— Старики часто нарушают за рулем и переходят в неположенном месте, но штрафовать их рука не поднимается. Многие за коммуналку заплатить не могут, а тут еще штраф, — признаётся Роман.
Еще на утреннем разводе дали ориентировку на машину подозреваемого в краже, вечером объявили план «Перехват». Вместе с инспекторами высматриваю нужный автомобиль, однако он мимо нас так и не проехал.
— Как же так, с утра катается, а его все поймать не могут.
— Неудивительно, в городе всего три поста, как наш, остальные экипажи на границах. Просто некому его ловить, — объяет Роман.
— Но вы не волнуйтесь, сейчас ближайшую патрульную машину направят именно за этим автомобилем — и его поймают. Правда, этому экипажу не повезет, уже почти конец смены, а оформлять таких водителей долго, наверное, часам к 11 вечера будут свободны, — добавляет Владимир.
Рабочий день Романа и Владимира продолжается, а за мной уже приехал командир взвода Владимир Запеклов. Пока мы возвращаемся в полк ДПС, по рации передают, что подозреваемого в краже задержали.
— За полчаса до конца рабочего дня поймали, а куда деваться, у нас не принято отворачиваться, если так случилось. Долг важнее, — с гордостью за сотрудников говорит командир. — У нас вообще без чувства долга невозможно работать. Весь день как белки в колесе, есть приходится на ходу. Дождь пойдет — мы не прячемся в машине, стоим на посту. Наденем пару курток, одна промокнет, поменяем. Иногда в командировки отправляют в соседние регионы, там и в палатках приходится жить, но это уже другая история.