
1 ноября будет ровно год, как в Ростове закончилась транспортная реформа (или «революция», как мрачно окрестили ее жители).
Идея реформы пришла от ростовских властей, они ее озвучили еще в 2017 году. Суть простая: убрать маршрутки, заменив их большими автобусами, и организовать удобную транспортную сеть. Добавить новые маршруты, а часть действующих маршрутов изменить или продлить. Проект разрабатывали ученые ДГТУ. Сначала планировалось, что реформа начнется в августе 2018 года, но сроки перенесли на конец октября. Прежде чем приступить к реформе, чиновники объявили тендеры на маршруты и разыграли их между перевозчиками.
На стадии идеи реформа выглядела красиво. Но когда ее начали претворять в жизнь, у жителей сразу возникло много вопросов к ее организаторам.
Парализованный город
Реформа проходила в три стремительных этапа — 26, 30 октября и 1 ноября. Первый этап стартовал 26 октября 2018 года с изменения ряда маршрутов и выпуска на дороги автобусов большой вместимости. Проблемы начались сразу: на линию вышло меньше автобусов, чем обещали власти. Поэтому утром 26 октября в городе случился транспортный коллапс: например, на остановках на Северном автобусы не появлялись часами.
Транспортный ад длился не один день. 30 октября, когда начался второй этап реформы, портал «Ростовский городской транспорт» провел эксперимент и проверил работу автобуса № 94. Оказалось, что людям пришлось ждать транспорт на остановке «Королева, 4» с 8 до 10 утра. На этом маршруте, писал портал, работало 4 автобуса, когда нужно было 20. Диспетчер компании «Ипопат-Юг», которая отвечает за 94-й маршрут, сказал тогда, что на линии работает 12 машин, просто не все отображаются в ГЛОНАСС. Плюс к этому транспорт якобы застрял в пробках. Но, например, с маршрутом № 78 таких проблем не возникало — там автобусы ходили исправно.
Горожане заявляли, что замена больших автобусов на средние на 22-м маршруте недопустима, туда не помещаются все желающие уехать. В итоге власти прислушались и вернули на маршрут большие автобусы. Но не сразу. Кроме этого, жителей не устроило, что маршрут № 29 укоротили — если раньше он ходил до главного вокзала, то теперь лишь до Сельмаша. Сейчас, спустя год, власти все же думают вернуть старый маршрут.


Реакция чиновников
Основной причиной транспортного коллапса власти назвали дефицит водителей: у части перевозчиков не хватало специалистов с правами категории Д, которая нужна для вождения автобусов большой вместимости. Замгубернатора Михаил Тихонов посоветовал перевозчикам переучивать водителей за свой счет.
Городские чиновники обвинили перевозчиков, оставшихся не у дел после тендера, в том, что они провоцируют возмущение среди граждан. Новая маршрутная сеть, по словам властей, была продумана до мелочей.
— Вот этот объем жалоб — это перевозчики, которые перестали обслуживать данные маршруты. Они любым способом хотят их обратно вернуть. Как их вернуть? За счет нагнетания ситуации, — заявлял уже бывший глава дептранса Ростова Сергей Саенко.
Его заместитель Наталья Михеева прокомментировала ситуацию с автобусами № 22. У нее виноватыми оказались сами пассажиры.
— Люди просто привыкли, что добраться в определенном направлении можно на автобусе № 22. Они даже не пытаются выяснить, что в этом же направлении ездят еще несколько автобусов: № 89, 25, 54 и 90. Они практически дублируются с 22-м маршрутом, — сказала Михеева.
Читатели 161.RU в комментариях тогда очень возмутились — эти маршруты не могут заменить 22-е автобусы.

Министр транспорта Андрей Иванов рассказал, по какому номеру могут выслушать недовольных горожан. 161.RU провел эксперимент, пытаясь дозвониться по этому номеру, но тот был занят в течение часа, хотя журналист набирал его непрерывно.
А замглавы администрации Ростова по транспорту Евгений Лебедев вообще тогда сказал, что никакой «транспортной реформы» в Ростове не было — просто подошел срок нового тендера на перевозки. Но при этом Лебедев признал, что в городе случился транспортный коллапс.
Губернатор области Василий Голубев объявил Лебедева виноватым в провале реформы. По его словам, тот «затащил город в транспортную реформу зимой, в холод». По мнению Голубева, ее стоило начинать весной.
Дошло до прокуратуры
Ростовчане негодовали по поводу реформы так громко, что общественники подали жалобу в прокуратуру, требуя наказать чиновников за то, что их действия фактически парализовали город.
20 ноября прошлого года в прокуратуре Ростовской области рассказали, какие нарушения обнаружились при проверке так называемой «транспортной революции». По данным ведомства, перевозчики, с которыми заключила контракты администрация, нарушили условия договоров, выпуская на линию слишком мало автобусов. Отсюда и возник коллапс.
У прокуратуры возник к дептрансу вопрос и по поводу маршрута № 22: ведомство посчитало, что департамент безосновательно сократил количество автобусов с 18 до 11 и заменил большие автобусы на средние. Из-за этого перевозчики с автобусами большого класса не смогли принять участие в торгах. При этом один из авторов проекта, профессор ДГТУ Владимир Зырянов, заявлял, что в проекте были другие рекомендации по 22-му маршруту. На нем должен был остаться прежний транспорт — 18 автобусов большой вместимости.

Полетели головы
Ситуация с транспортом исправилась через несколько недель после начала реформы, и волна народного негодования сошла на нет. Но для нескольких чиновников «революция» закончилась крахом: 28 ноября Голубев уволил своего зама по транспортным вопросам Владимира Крупина, на следующий день из администрации ушел замглавы по транспорту Евгений Лебедев, а 30 января 2019 года свой пост покинул Сергей Саенко. Место оставалось вакантным чуть больше недели — 8 февраля его занял Христофор Ермашов, который и сейчас руководит департаментом.

Итоги реформы
Сейчас маршрутки ушли с ростовских улиц, увеличилось количество больших автобусов и, самое главное, почти во всем транспорте можно платить безналом.
Администратор портала «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев рассказал 161.RU, что уже сделано в сфере транспорта и что осталось:
— Общая оценка реформы — четыре с минусом из пяти, — прокомментировал Игорь Негодаев. — Нужно повышать вместимость — на некоторых маршрутах еще ездят микроавтобусы. Также надо добиться нормальной работы некоторых проблемных маршрутов, например, на Новое поселение 60, 60А и 12 и маршрут № 42. Далее нужно интегрировать пригородные маршруты (85, 85А и другие) в городскую систему, лучше контролировать вечернюю работу транспорта, побороть простои на остановках, хотя эти два пункта с реформой не связаны, так было и до нее. И нужно дальше улучшать маршрутную сеть. В некоторых местах она неоптимальна, и реформа ничего с этим не сделала, а где-то после реформы стало только хуже. Например, сократили маршрут № 29, и сейчас дептранс думает, как вернуть его в старую схему.
Также он добавил, что к реформе резко выросло количество автобусов с кондиционерами. В начале 2017 года их было 8 штук, к реформе — уже около 800 штук. При этом новые трамваи закупались не к реформе, а к чемпионату. Покупка троллейбусов также не была связана с реформой.
По словам администратора сообщества «Ростовский городской транспорт» Михаила Кругликова, улучшения в транспорте есть, но они неравномерны. Есть районы, где люди ждут автобус посвободнее, чтобы ехать сидя, а есть, где люди хотят уехать хоть как-нибудь. Также не решены вопросы с простоями автобусов и их работой по вечерам. Но есть и плюсы.
— Город закупил много новых автобусов, но тут повлиял ЧМ по футболу. Закупались низкопольные автобусы с кондиционерами и на газу. Во время реформы главные требования к подвижному составу были такими: его возраст, наличие кондиционера, низкого пола и оборудования для маломобильных групп населения. Эти параметры должны были быть минимум у 30% транспорта на каждом из разыгранных маршрутов. Хотя некоторые перевозчики не соблюдают эти требования. То, что убрали маршрутки, с одной стороны хорошо, но плохо, что при этом ничего не сделали с простоями транспорта. Автобусы стоят по пять-шесть минут, при этом у пассажиров нет возможности пересесть на более быстрый транспорт.
По словам Михаила, еще около десяти маршрутов остались неразыгранными (№ 51, 61, 42), и там продолжают ездить микроавтобусы «Хендэ-Каунти», которым уже больше десятка лет.

Свежая инициатива от дептранса — изменить схему движения десяти существующих маршрутов пассажирского транспорта и создать два новых. Варианты этих маршрутов чиновники предусмотрительно опубликовали на сервисе «Активный ростовчанин». Чтобы чиновники начали работать над этими предложениями, те должны набрать 500 голосов.