Из автобуса вываливаюсь на обочину у «ДонЭкспоЦентр», оставляя позади пропитанный усталостью салон. Вечер, рабочий народ разъезжается по спальным районам. А я прибыл на праздник всего красивого. Дизайнеры из Москвы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Краснодара и других городов страны собрались в Ростове, чтобы показать, как делать модное. Репортаж Григория Ермакова с Don Fashion Week.
Дорого-богато
От модного на мне самом — пиджак Zara, который выклянчил с плеча главреда. Потертые шейды, типа солнцезащитные очки, откопали в закромах редакции, бренд совершенно неизвестен. Из своего стильного — что-то тикает на запястье, но точно не Cartier. Словом, погружаться в мир прекрасного мне, мягко говоря, дискомфортно.
Красной дорожки у входа нет.
В холле экспоцентра пахнет кофе, антураж — стерильно потертый вокзал. Только вокруг вместо спешащих на посадку фланируют, перешептываются, селфятся нарядные девочки и дамы.
У стойки регистрации вешают на запястье розовый бумажный браслет — и готово. Можем работать. Но как? Это не пожар в степи, не руины шахт в умирающих городах, не заброшенные дома-памятники и даже не нелегальный митинг. Со всяким ужасно красивым раньше работать не приходилось. Вокруг будто тропические джунгли с диковинными птицами: пестрят вызывающие наряды красоток, глаза режет строгий крой костюмов серьезных бизнесвумен. Воздух пропитан парфюмом, над залом плывет дым — то ли работает пушка для подиума, то ли пудра. Мигают фотовспышки.
Зал для показов разделен на две части. Одна завешана черным полотном, в котором постоянно кто-то нет-нет да запутывается — там подиум, другая — выставочный зал. Здесь тянутся точки продаж дизайнерской одежды, дизайнерских аксессуаров, дизайнерской косметики, дизайнерских сладостей. Есть примерно три точки для фотосетов — растянуты баннеры, — возле них чуть ли не очередь. Но у столика, где угощают игристым, людей заметно больше.
Европе мы еще покажем
— Завтра мы покажем здесь нашу коллекцию Le Cinema. Еще привезли свои бестселлеры: пижамные костюмы, рубашки, брюки, — рассказывает Наира Арутюнян, бизнесвумен и героиня глянца Vogue, SNC, Spletnik. — При помощи своей одежды я подчеркиваю три самых главных фактора в каждой женщине: элегантность, индивидуальность и роскошь. Именно роскошь заложена в ДНК бренда Naira Arutyunian. И мы проносим ее от свитшотов до платьев Haute couture.
Наира отвечает легко — ясно, что рассказывать о своем бренде на показах мод ей не впервой. Дизайнер живет в Москве, но из Краснодара. На DFW добралась необычным маршрутом: сперва долетела в Сочи, где 23 апреля была свадьба сестры, затем в Краснодар — проконтролировать производство, только потом — в Ростов. И всё это со своей обширной коллекцией. Для Наиры это первый DFW. Интересуюсь, как оценивает масштаб события.
— Вы знаете, я смотрю не столько на масштаб, сколько на организованность. Я довольна, — резюмирует Арутюнян. — Уровень хороший, организация сразу показывает всё главное, всё, что лежит в основе, — вот, посмотрите на внутренность моих изделий, — Наира касается черной рубашки кончиками пальцев. — Если там изящная обработка, то и снаружи всё будет хорошо. Всё идет изнутри. И честно скажу: я очень избалована площадками, потому что мы участвовали с показами по всему миру. И принимаем приглашение не от каждого.
Мы говорим о разном: как Наира мечтала с детства стать дизайнером, где училась, как вышла замуж и на десять лет выпала из индустрии. О поворотном моменте в карьере — в 2017 году пригласили на римскую Неделю моды в Италии, где Арутюнян с блеском выступила со своей коллекцией.
— Возможности, — отвечает дизайнер на вопрос о тенденциях. — Тем более сейчас, когда такое происходит в мире, в нашей стране. Это огромнейший кризис в истории человечества. А кризис — это возможности. И если грамотно подойти к этому, подхватить эту волну, что мы делали и делаем… Я уверена в том, что наша российская промышленность — она пойдет вперед. Конечно, было сделано очень много нехороших вещей, когда заводы закрывались. Пришло время это всё возвращать.
«Мы еще покажем всему миру российских дизайнеров, российскую моду»
И российская мода — она есть и существует, кто бы что ни говорил. Мечта любого зарубежного дизайнера — одевать российскую женщину. Ну вы просто оглянитесь вокруг. Никто так не одевается и так не выглядит, как российская женщина.
Мы говорим еще немного о современной моде, «восточном повороте», популярности среди молодежи и селебов стиля нулевых. А я думаю о недостижимом теперь Риме, путешествиях, архитектуре и спрашиваю дизайнера: «По Европе скучаете?»
— Если честно, очень. Очень люблю Европу. Там очень большое культурное наследие, — признаётся Наира. — Европа имеет для меня очень большое значение. В особенности — я ее проездила от и до, — но в особенности значение Италии. Особая любовь. Отчасти, это любовь обуславливается благодарностью, что она вернула меня в профессию.
По словам предпринимательницы, для бизнеса ничего не изменилось 24 февраля. Сперва было непонимание, затем осознание: таковы реалии, в которых надо жить. Поэтому теперь Наира планирует запустить более доступную линейку одежды. Сейчас ее вещи в среднем стоят от 20 тысяч рублей.
Марш на каблуках
По меркам всего главного помещения «ДонЭкспоЦентра» выставочный зал невелик. Мы выходим за его пределы через неприметную щель во временно установленной — на время мероприятия — стене.
Зал за пределами выставки пуст. Только свалены в кучи коробки от аппаратуры, сложены стулья, тянутся кабели. Разбросаны тут и там красные напольные полотна — не это ли дорожка? Свет приглушен. Наши шаги отдавались бы тут эхом, но его сбивает бодрая долбежка танцевальной музыки, звучащая из огороженного полотном подиума. Добираемся до бэкстейджа. Смотрим, откуда готовится наступление на подиум.
Небольшая крытая комнатушка, в которой тесно от красоток: нарядные молодые модели готовятся к показу. По небольшому закутку они дефилируют взад-вперед. Походка сопровождается звонкими комментариями посторонней: женщина то хвалит, то поправляет походку, жесты девушек. Похоже на строевую подготовку. Девушки репетируют марш по дорожке — навстречу огню из вспышек фотообъективов.
Возвращаясь назад, теряю коллегу и оказываюсь позади эпатажного ростовского стилиста Араика Криста и его спутницы. Недостаточно близко, чтобы услышать их разговор, но вполне, чтобы стало тесно от накачанных губ.
Пока жду начала, окидываю взглядом зал. Много пустых мест. Женщины обсуждают, откуда можно будет сделать самые лучшие кадры. Девушки, наоборот, без подготовки фотографируют себя и подруг. Думаю поинтересоваться у кого-нибудь, где будут выкладывать эти фото, неужели в «Инсте»? Пока размышляю, начинается шоу.
Падение
Примерно полчаса спустя. Курилка на входе «ДонЭкспоЦентра».
«До сих пор не могу отойти от своих бровей: вылетают *** пойми куда!», «А наши девки не упали?», — доносится от моделей, дизайнеров и других представителей индустрии.
На парковке останавливаю со вкусом одетую девушку, которая оказывается моделью.
Ей 19 лет. Профессиональную модельную школу не оканчивала, увлеклась со Студвесны — и вот уже два года занимается. Моделинг как хобби, но не против, если это станет профессией.
— Я, честно, довольна и организацией, и дизайнерами — очень ответственные, заботливые люди, везде поддерживали, — говорит она о прошедшем мероприятии. — Девочка, которая упала, — она с нами выступала, наша коллекция.
— Как она?
— С девочкой всё хорошо, она в порядке. Немного расстроилась, но с кем не бывает? Там скользкий пол, в конце концов. Встала и пошла, завершила показ. Я уверена в ее опытности, думаю, тут сработало несколько факторов: скользкий пол, длинный подол платья, плюс была в грубых берцах таких. Скорее всего, просто зацепилась на повороте.
— Что чувствуешь, когда выходишь на подиум?
— Мне это нравится. Это не какое-то одно проявление эмоций, это восторг, волнение, что где-то я накосячу. И, наверное, желание чтобы это всё, показ, повторилось.
— Доводилось падать?
— Нет. Единственное мое падение — во время репетиции на Студвесне. Там дизайнеры из Якутии были, а обувь была сделана на огромной платформе. Но она была сделана из пенопласта. И я шла на этой платформе, сначала уверенно, немного запнулась. И отломилась часть платформы.
— Страшно падать?
«Нет! Ты ничего не успеваешь осознать. Бах — и ты на земле»
Напоследок модель стреляет у меня сигарету. Интересуюсь: многие ли в индустрии курят? Она говорит, что да — это частая привычка.
Остаюсь на парковке. Перед входом в «ДонЭкспо» закрытая ярмарка фермерских товаров, в темноте громоздятся саженцы. Справа сияют и переливаются шатры приезжего цирка. Над всем этим великолепием высится здание отеля, в подсветке колышется флаг-триколор.
Чуть раньше, еще на выставке, мне повезло поговорить с Яной Табачковой: она привезла из Нижнего Новгорода панковскую коллекцию вручную раскрашенных курток-кожанок с яркими провокационными мотивами: натуралистичные портреты сучек с подписями в духе «Осторожно — конченый муж», «E***ki Vorobushki», «Я хуже, чем ты думал» и так далее. Мы посмеялись: «А что будут говорить бабушки на лавке у подъезда, увидя девочку в такой куртке?» — «Вот для того, чтобы говорили, мы это и делаем!» Я еще спросил у нее: «А если будет заказ с символикой Z и V?»
— Без проблем, — смеется Яна. — Без проблем. Если не заметили, это даже где-то было.
Возвращаюсь в забитый, пропахший людьми автобус — залетаю через заднюю дверь, как в бэкстейдж. Одолженный пиджак неприятно тянет, когда я тянусь к поручню, но я спокоен, ведь теперь знаю: кризис — не помеха. Отечественная индустрия переживет любое падение.