Прошедшая зима в Москве была необычно снежной и временами аномально холодной. А говоря о будущем лете, синоптики уже сейчас предполагают, что оно может оказаться рекордно жарким.
Есть ли в изменениях климата какая-то система? Реально ли глобальное потепление и виноват ли человек в том, что тают арктические льды? Эти вопросы наши коллеги из MSK1.RU задал климатологу, кандидату наук и ведущему научному сотруднику Главной геофизической обсерватории имени Воейкова Андрею Киселеву.
— Давайте сразу — каким будет лето этого года? Разве можно уже сейчас с уверенностью сказать, что нас ждет жара?
— Нет, с уверенностью этого сказать нельзя. На самом деле, каким будет лето, никто пока точно не знает. Синоптики в наших широтах могут спрогнозировать погоду максимум на 15 дней, а действительно достоверные прогнозы даются вообще лишь на пару дней вперед.
И всё же есть статистика, позволяющая делать и более долгосрочные прогнозы. Например, в годы, когда наблюдается Эль-Ниньо, температура в среднем выше — такие выводы можно сделать из данных, собранных за последние 70 лет.
Эль-Ниньо — это климатический феномен, в результате которого экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного не более чем на 3 °C. Обратный процесс, когда она становится холоднее обычного на примерно ту же температуру, называется Ла-Нинья. Эти термины переводятся с испанского как «мальчик» и «девочка» соответственно (изначально название связано с именем младенца Христа, потому что явление часто случается в декабре, ближе к католическому Рождеству). Эль-Ниньо и Ла-Нинья происходят каждые 2–7 лет и влияют на климат в разных уголках Земли.
До этого сильный Эль-Ниньо был, например, в 2016 году, температура тогда как раз была выше средней. Эль-Ниньо могут длиться по несколько лет, и считается, что второй год этого явления — самый теплый. 2024 год — второй год Эль-Ниньо, отсюда и прогнозы, касающиеся рекордно жаркого лета. Но это всё же не значит, что прогнозы обязательно сбудутся. В атмосфере, кроме упорядоченных и предсказуемых явлений, проходит множество хаотичных процессов.
— Что нам говорит нынешний год о глобальных изменениях в климате? Слишком холодная зима, слишком жаркое лето — в этом есть что-то необычное?
— Если говорить о среднегодовой температуре, то она все-таки стабильно растет. Тот же температурный рекорд 2016 года был на 1,2 градуса выше, чем средняя температура в доиндустриальный период (до начала ХХ века). Прошедший год, по разным оценкам, превысил те показатели на 1,3 градуса.
«Кому-то может показаться, что 1,3 градуса — это небольшая разница, но на самом деле она очень значительная»
Чем выше температура, тем быстрее тают льды на полюсах, размораживается вечная мерзлота, которая, кстати, покрывает 2/3 территории нашей страны.
— То есть глобальное потепление — всё же не панический миф и спекуляции, как многие думают, а реальность?
— По всему миру функционируют более 10 тысяч метеостанций, которые измеряют температуру. Данные с них показывают: на Земле действительно становится теплее год от года. И это небывалый темп роста температур, такого не было ни в одну эпоху существования человечества.
— А насколько серьезно влияние людей на климат? Мы действительно портим нашу планету?
— Факторы, определяющие климат, можно проанализировать при помощи разработанных учеными климатических моделей. Они не совершенны, но более точного инструмента у нас нет. Так вот, в эти модели закладываются определенные параметры, и вычисления показывают, что действительно человек своей деятельностью существенно влияет на климат.
«В первую очередь речь о парниковых газах, которые выбрасывают промышленные предприятия, сжигающие ископаемое топливо»
— Просто есть мнение, что потепление, которое мы переживаем сейчас, — часть естественного климатического цикла. Земля то нагревается, то остывает, чередуются ледниковые периоды и периоды потепления. Это не так?
— Хороший вопрос, но речь здесь о разном. Главное различие — временные промежутки, о которых мы говорим. Действительно, наша планета проходила через ледниковые периоды, их было несколько, судя по имеющимся у нас данным. Но в этом случае речь о десятках и сотнях тысяч лет, за которые климат на Земле постепенно менялся.
«Нынешние же перемены происходят слишком стремительно, это даже не тысячелетия, это века, а то и десятки лет»
Вот почему речь всё же о разных процессах. В одном случае — естественный цикл, растянутый во времени. В другом — очевидное влияние человека на климатические условия.
Недавно мы разбирались с метеорологом, как измеряется количество выпавших осадков. Ранее мы объясняли, почему циклонам синоптики дают человеческие имена и что с точки зрения астрономии означает день зимнего солнцестояния.