Восьмой день Пасхи, когда в храмах возобновляются заупокойные литии, традиционно называют Радоницей. Но в церковном уставе нет такого праздника. По просьбе корреспондента 161.RU настоятель Константино-Всехсвятского храма Алексей Кашуба разъяснил природу этого праздника.
Лития — установленное моление для поминовения усопших. Она короче панихиды.
— В богослужебном уставе есть такая интересная вещь: обязательно по будним дням, после вечерней службы, должна совершаться заупокойная лития в притворе храма. Это круглогодично, кроме некоторых дней. А с Великого четверга литии прекращаются до следующего воскресенья после Пасхи. Условно говоря, 9–10 дней, — объяснил священник.
Несмотря на это, молитвы об усопших церковь никогда не прекращает — даже ночью на Пасху, отмечает Кашуба. Но у людей сложилось представление, что если не совершаются литии, то нет и молитв.
— Видимо, пошло народное поверье, что без литий усопшие остаются без молитв. А вот с вечера воскресенья литии возобновляются — и усопшие как бы радуются, отсюда Радоница, — отмечает настоятель.
Богослужебный церковный устав не содержит упоминания Радоницы. И в нём четко сказано, что во вторник, когда возобновляются литии, никаких специальных служб уставом не определено.
— Как один человек мне сказал: «Усопшие на девятый день радуются Пасхе, поэтому это Радоница». Я отвечаю: «Почему усопшие радуются Пасхе на девятый день? Мы же все радуемся в первый день Пасхи», — шутит Кашуба. — Нет ничего плохого, если люди придут в храм в этот день помолиться о своих близких усопших. Но мне обидно, когда говорят, что это день поминальный. Мы всегда молимся за усопших. Может, для некоторых людей это и есть поминальный день. Но для церкви каждый день поминальный.