После Пасхи в России отмечают Радоницу, в этом году она выпала на 3 мая. По канону Русской православной церкви ее принято отмечать на второй неделе после Пасхи.
Священнослужители снова начинают молиться за упокой душ умерших, а верующие проведывают могилы своих родственников. Но в Ростовской области этот праздник отмечают не с таким особым размахом, как рядом, на Кубани.
Преподаватель-исследователь кафедры теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Мария Митрохина рассказала корреспонденту 161.RU, что особенного в этом празднике и почему в Ростовской области его отмечают немного иначе.
— Несмотря на народные традиции, выделяющие поминальные дни на Страстной и Пасхальной неделях, по церковным канонам так делать нельзя, поскольку Воскресение Христово — праздник торжества над смертью, и заупокойные богослужения неуместны. Поэтому Радоница была «назначена» на ближайший будничный день, когда могла быть совершена полная литургия, — объясняет Митрохина.
Языческие традиции весеннего поминовения предков были переосмыслены церковью. Был выбран специальный день, в который верующие смогут разделить радость Пасхи (отсюда и пошло название) с усопшими близкими через молитву. В основе праздника — надежда на воскресение душ ушедших и вечную жизнь. Таким образом, усопшие православные рассматриваются как члены церкви.
— Но некоторые пережитки архаических истоков наблюдаются и сегодня, как, например, трапеза на кладбище, оставление съестного на захоронении, употребление алкоголя и прочее, что не вписывается в религиозные представления и является продуктом народной культуры. Зачастую в массовом сознании сакральное (священное) смешивается с профанным (мирским), и идея совместного празднества с умершими понимается буквально — как яства на могилах, — считает культуролог.
Радоница — официальный нерабочий день в Белоруссии и в некоторых регионах России, к примеру, в Брянской и Волгоградской областях и Краснодарском крае. Там она отмечается с особым размахом, говорит культуролог.
— Это можно обусловить влиянием языческих корней некогда единого восточнославянского культурного ареала, которое выражается и в собственном названии памятного дня — Проводы, — объясняет Митрохина. — В других регионах России поминать принято в храме и дома, в кругу семьи за столом. На северо-востоке известен обычай топить баню для умерших, оставляя в ней всё необходимое для этого. В Смоленской области в поминальные дни в жилищах подготавливали еду и питье для покойных «гостей».
В Ростовской области Радоницу отмечают походом в церковь и на кладбище, куда часто приносят пасхальные куличи и яйца, ухаживают за могилами. У казаков этот день ассоциируется с почитанием погибших воинов, по которым совершается панихида в храмах, у мемориалов или захоронений.
Меньший размах празднования Митрохина объясняет многоконфессиональностью донского края. Из-за этого не все жители участвуют в празднестве.