Церковь Сурб-Хач — одно из самых красивых и древних строений донской столицы. Храм и окружающий его парк располагаются на холмистом высоком берегу Северного водохранилища в балке реки Темерник. Здесь можно помолиться, погулять в саду и даже поискать клад.
Тоска по родине и храм Сурб-Хач
История церкви Сурб-Хач связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой диаспоры крымских армян. Крестьян и ремесленников армянского происхождения переселили сюда по указу Екатерины II. Это было частью большого плана императрицы по присоединению Крыма к России. Екатерина II хотела ослабить позиции богачей Крымского ханства, лишив их рабочей силы, что ей в итоге и удалось.
В 1779 году крымские армяне забрали с собой всё самое ценное и отправились на Дон. Целых полтора года переселенцам понадобилось, чтобы сюда добраться. Многие из них погибли, не выдержав тяжелой дороги. Когда изможденные путники наконец-таки дошли до устья реки возле крепости Димитрия Ростовского, они осели здесь и основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне находится в составе Ростова — прим. ред.).
Глубоко верующие крымские армяне нуждались в месте для молитв. Тоскуя по своему дому, они решили возвести новый монастырь, который бы напоминал им о старой общине. Назвали они его так же, как и крупнейший армянский монастырь в Крыму — Сурб-Хач, что переводится, как «церковь Святого Креста».
Строился Сурб-Хач с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора-классициста Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Петербурге. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 древнейших хачкаров — каменных стел с резным изображением креста. Спустя какое-то время при монастыре открыли семинарию и первую на юге России типографию.
После революции, в начале 1920-х годов, монастырь закрыли, а на его подворье разместили детский дом. До 1931 года в церкви продолжались богослужения, а потом ее передали местному совхозу под зернохранилище.
В 1935 году удар молнии разрушил колокольню и часть крыши храма. А в середине 60-х годов церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, если бы Сурб-Хач не отстоял армянский художник Мартирос Сарьян. В 1968–1972 годах церковь восстановили и открыли здесь Музей русско-армянской дружбы. А в 2000 году в храме Сурб-Хач возобновились богослужения.
Хачкар и закрытый родник
К сожалению, сам монастырь до наших дней не сохранился, но остался храм Сурб-Хач. Он действующий, в нем регулярно проходят богослужения. Любой желающий могут прийти сюда, поставить свечку за здоровье своих близких, помолиться или просто отдохнуть от мирской суеты и спокойно подумать.
Главная реликвия церкви — это хачкар или крест-камень VI века, который, по преданию, армянские переселенцы в свое время вывезли из древней армянской столицы Ани, а уже в XVIII он попал на донскую землю.
У стен церкви похоронены известные армянские поэты и писатели: Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.
Возле храма располагается небольшой парк, обнесенный изгородью. Здесь высажены деревья, кустарники, зеленеет аккуратно подстриженный газон. За прицерковной территорией тщательно следят, здесь никто не мусорит.
Рядом располагается лавка с сувенирами. Однако, как выяснил корреспондент 161.ru, выбор в ней совсем невелик.
За церковью находится длинная каменная лестница, спускающаяся вниз по монастырскому кургану к роднику Салых-Су. Здесь устроена купальня, которая является одним из традиционных мест во время крещенских купаний. Правда, сейчас дорогу к этому водоему перекрыли и повесили запрещающие таблички.
Рядом с церковью Сурб-Хач раскинулось озеро, в котором плавают утки. Ростовские рыбаки приходят сюда с удочками в надежде на хороший улов. А другие жители Ростова неспешно прогуливаются вдоль водоема.
Тайна клада монастыря Сурб-Хач
Территория церкви как будто создана для спокойного и комфортного времяпрепровождения. Но и для романтиков и любителей приключений на территории церкви Сурб-Хач тоже найдется дело. Вот уже несколько поколений ростовчан упорно ищут здесь клад.
Согласно легенде, во время революции нахичеванские армяне спрятали здесь от большевиков свое накопленное добро. В то время по краям балки реки Темерник располагались заброшенные пещеры, в которых добывался известняк. Нахичеванские армяне решили спрятать сундуки в одной из них и тщательно засыпать их землёй. Клад пролежал здесь до начала Великой Отечественной войны. 21 июля 1942 года во время бомбежки один из снарядов попал в балку. Произошел обвал, и сундуки оказались на поверхности. Советские бойцы нашли здесь серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровую посуду, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями. Чтобы вывезти драгоценности, они вызвали транспортную роту. Но когда она подошла к церкви Сурб-Хач, налетели немецкие мессершмиты и снова начали бомбить территорию. В результате погибли несколько человек, а сундуки снова оказались под землей. О кладе рассказали выжившие солдаты при том налете, но документально это зафиксировано не было.
О богатствах армянских купцов, спрятанных под землей, ходили не только солдатские байки. В архиве аномальных явлений Российской государственной библиотеки, например, есть запись, которую сделал кладоискатель по фамилии Мариков. Он написал о том, что в 1952 году он купил карту катакомб монастыря Сурб-Хач у человека, который, по его словам, видел клад собственными глазами.
— В подтверждение своих слов он задрал рубаху. На его спине я увидел большой бурый шрам по форме напоминающий человеческую руку с непропорционально длинными пальцами. Зверь пометил меня, — сказал продавец карты. — И теперь он преследует меня во снах. Двум моим товарищам он оторвал голову, а меня вот только пометил. Он смотрит через меня на мир — я нужен ему для этого, — написал кладоискатель.
Мариков рассказал о том, как он с двумя своими помощниками искал клад монастыря Сурб-Хач. Они начали рыть яму в том месте, где на карте отмечался вход в катакомбы, и наткнулись на камень. Он был похож на надгробную плиту с нарисованными на ней непонятными знаками. Под камнем можно было пролезть в катакомбы, что они и сделали. Там с кладоискателями, по их собственным рассказам, стала происходить непонятная чертовщина. Сначала погасла керосиновая лампа, потом Мариков услышал крик, получил удар по голове и потерял сознание.
Кладоискатель уверяет, что, когда он очнулся, его товарищи были мертвы. Он побежал к выходу и возле него увидел «зверя, походившего на человека». Затем раздались выстрелы из катакомб. Пуля попала Марикову в правую ногу, и он снова потерял сознание. Очнулся он неподалеку от входа в катакомбы, а в руках сжимал серебряный кувшин, украшенный замысловатой вязью.
— Потом откуда-то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году. Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин — до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую, — закончил свой рассказ Мариков.
Трудно сказать, насколько правдива эта история. Каждый может сам для себя решить, верить в нее или нет. А пока пусть это останется неразгаданной тайной церкви Сурб-Хач.
Напомним, ранее в нашей рубрике мы рассказывали о другом культовом месте — Зеленом острове.
Фото: Александр Подопригора