Наиболее важные события минувшей недели сайт 161.ru обсудил с благочинным Ростовской епархии, представителем известной династии донских священников, отцом Иоанном Осяком.
Плодитесь и размножайтесь!
— Как вы оцениваете инициативу президента, которую на прошлой неделе активно поддержал донской губернатор: давать земельные участки семьям с тремя и более детьми?
— Я думаю, что уже давно необходимо было это сделать. Мы столько говорим о демографическом кризисе, о стимулировании рождаемости, пора уже от слов переходить к делам.
— Как священник вы не опасаетесь изменения мотивации у родителей. Все-таки детей надо рожать не для того, чтобы участок земли получить...
— Прежде всего надо подумать о тех, кто уже имеет трех и более детей. Эти дети уже рождены, они уже есть. Вчера услышал выступление президента, там ему похожий вопрос задали, и он очень хорошо ответил. Не важно, что люди будут делать с этим участком. Захотят его продать — пусть продают. Его надо воспринимать как подарок от государства, а не как стимул.
— А вы как призываете прихожан к многочадию?
— Только собственным примером, как же еще? У меня 18 детей, и я много пережил. Мы были молоды, бедны — все было. Поверьте, мне немало довелось пережить на своем веку. Поэтому мне проще разговаривать с теми, кто жалуется на то, что иметь много детей трудно, что не хватает денег. Уж кто-кто, а я-то знаю, как это бывает.
Мухи — отдельно, котлеты — отдельно!
— В Ростове разгорается общественная дискуссия на тему раздельного сбора мусора. Россия обрастает свалками, необходимо приступать к переработке мусора, но делать это без его селективного сбора — не имеет смысла. Можно ли приучить наших людей сортировать мусор?
— Вы знаете, по своей натуре я чрезвычайно чистоплотен. Спросите у соседей: около моего двора вы бумажки не найдете. Домочадцы все приучены к чистоте. В доме всегда все моют, чистят, друзья говорят: «Заходишь, как в рай». Детей к чистоте и порядку я приучаю с малых лет. Поэтому мне очень трудно смотреть на то, что происходит вокруг. Когда еду на машине и вижу, как кто-то из окна пачку из-под сигарет выбрасывает, не знаю даже, как выразить свое недовольство. Хочется остановиться, выйти... Это же наш общий дом! Как хочется, чтобы возле домов газоны были ухоженные, травка. Но я понимаю, что заставлять людей — бесполезно, потому что, когда заставляешь, у человека возникает чувство протеста. Конечно, любовь к порядку надо воспитывать с младенчества. А по поводу сортировки мусора, так тут выход один — убеждать, менять мышление, показывать успешные примеры. Скажу вам, что надо нам кардинально менять идеологию, подход к жизни. Это ведь не дело, когда некоторые, глядя на чистые, ухоженные подворья, говорят — «вот, мол, буржуи». Надо меняться. Я согласен, что сортировка мусора — дело нужное и важное. Да, семья у нас большая, но мы, например, готовы. Если будет создана инфраструктура — специальные жбаны для разных видов мусора, уверен, что многие люди тут же подключатся.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих?
— На неделе наш читатель обезвредил преступника, который напал на беременную женщину. Злоумышленника скрутили, украденное вернули, но осадок остался. На многолюдной улице никто, кроме этого парня, не кинулся на помощь женщине. А тут еще трагедия на Волге с теплоходом «Булгария». Спасенные пассажиры говорят, что мимо тонущих людей шли грузовые суда, но помощи никто не оказал. Что происходит?
— Что-то похожее я пережил. Мне было лет семь, когда это случилось. А старшему брату — девять. Дон замерз не полностью, мы с ним прыгнули на льдину, а ее стало уносить от берега. Двух пацанят в сапогах и фуфайке многие видели. Но на помощь не спешили. Какие-то ребята молодые, лет по 17, рискуя собой, кинули нам веревку... Если бы не они, мы бы точно погибли. Вот о таких, как они, и как ваш парень, надо рассказывать, показывать их по телевизору. Они — мужчины, потому что не испугались, а настоящий мужчина ничего не боится, даже смерти. По поводу того, что говорят о событиях на Волге, надо разобраться. Необходимо, чтобы следствие провело проверку и установило все, как было на самом деле. Но лично я не верю, что суда могли проходить мимо тонущих людей. Даже если капитан принял бы такое бесчеловечное решение, на борту ведь он не один. Другие бы люди среагировали, кинулись бы шлюпки спускать или что еще. Не может такого быть. Опять же: не всегда можно с корабля на приличном расстоянии заметить, что в воде находятся люди. Надо дождаться выводов следствия.