Никто не станет спорить, что Ростовский академический молодежный театр — украшение города, как в культурном, так и в архитектурном плане. Здесь не единожды бывал каждый житель донской столицы, а некоторые посвятили этому учреждению всю свою жизнь. Рассказываем об истории этого знакового места, о культовом спектакле-«бродилке», новых постановках и местных суевериях.
Спектакли на сцене и за ее пределами
Здание Молодежного театра в Нахичевани уникально и похоже на небольшой дворец, оно является памятником архитектуры федерального значения. Здесь две основные сцены — Большая и Малая. Большая рассчитана на 323 места, малая — на 100. Прекрасная акустика, которую отмечают все зрители, была заложена еще при строительстве здания.
Центральная часть холла, так называемое Золотое фойе, — большой, красивый и просторный зал. Здесь проходят выставки, торжества, бенефисы и даже показы спектаклей. Театр при необходимости использует все возможные площадки: помимо Большой и Малой сцен представления проходят на Экспериментальной сцене и даже на улице.
Строительство здания началось в 1879 году по инициативе «Общества любителей драматического искусства», его проектировал архитектор Николай Дурбах. Открыл свои двери театр только спустя 20 лет — 16 декабря 1899 года. Первой постановкой стала комедия Льва Толстого «Плоды просвещения» в исполнении труппы знаменитого театрального деятеля Николая Синельникова.
От ТЮЗа к Молодежному
За более чем вековую историю театр не раз успел поменять название. В 1929 году здесь ставил спектакли Театр рабочей молодежи, после войны — Ростовский театр комедии, преобразованный в 1957 году в Молодежный театр драмы им. Ленинского комсомола. А с 23 февраля 1964 года здесь начал свою историю Театр юного зрителя, который готовил постановки исключительно для детской аудитории.
В ТЮЗе в свое время работали Михаил Бушнов, Аристарх Ливанов, Сергей Жигунов, Анна Самохина. Его прославили такие известные режиссеры, как: Артур Хайкин, Юрий Еремин, Вячеслав Гвоздков, Николай Симонов и даже Кирилл Серебренников, который начинал здесь свой творческий путь. В трудные 90-е годы и в начале «нулевых» пост художественного руководителя занимал заслуженный деятель искусств РФ Владимир Чигишев, поставивший больше сорока спектаклей. Сегодня главным режиссером театра является Михаил Заец.
В 1997 году театр получил звание академического, а в 2001 году руководство решило перейти на новый уровень и расширить театральный репертуар, чтобы он был интересен не только детской, но и взрослой аудитории. В связи с этим было принято решение переименовать учреждение в «Ростовский областной академический молодежный театр».
Ходилка-бродилка с Гамлетом
Помимо популярных постановок театра, таких как «Старший сын», «Собаки», «Много шума из ничего», стоит отметить культовую работу по произведению Уильяма Шекспира «Гамлет». Это не просто пьеса, а самый настоящий спектакль-«бродилка», созданная худруком театра Владимиром Чигишевым в начале 90-х, и по сей день пользующаяся популярностью у публики.
Особенность постановки в его необычной форме, когда зритель становится полноценным участником происходящих событий. Он не сидит в мягком кресле, а перемещается по всему театру вместе с актерами. Действие пьесы разворачивается в гардеробе, на репетиционной площадке, полумрачных коридорах и даже в подвале, который на мгновенье превращается в ночное кладбище.
Поскольку на спектакль допускается не более 50 человек, то от желающих посетить постановку — нет отбоя. Стоит отметить, что на протяжении 20 лет главных героев играли одни и те же актеры, и только в прошлом году было принято решение заменить старый состав на молодой. Поэтому если вы не встретите Юрия Филатова в образе Гамлета и Светлану Лысенкову в роли Офелии — не удивляйтесь.
Спектакль, который соединил сердца двух влюбленных
Сейчас в Молодежном театре есть еще один спектакль, который со временем может стать нестареющим, как «Гамлет». Это достаточно новая работа нынешнего режиссера Михаила Заяца по произведению Уильяма Сарояна «Путь вашей жизни». Постановка рассчитана на то, чтобы затронуть все шесть чувств зрителя, и поэтому место для публики располагается прямо на сцене.
Это история о довоенном времени, которая разворачивается в неком «баре Ника» в Сан-Франциско. На пороге Вторая мировая война, присутствие которой ощущается повсюду. Но здесь, в этой маленькой забегаловке, посетители могут на время забыть о тревоге, ощутить себя в безопасности, словно в Ноевом ковчеге. Они поют песни, шутят, развлекаются, но в конце все равно услышат страшную новость по радио: Гитлер напал на Польшу.
— На премьерных спектаклях мы накрывали столы, ставили для зрителей алкоголь и закуски, но потом заметили: гости настолько погружаются в атмосферу, что им становится просто не до еды. Это совершенно новый опыт, словно ты попадаешь в фильм, становишься его героем, — сообщил автор постановки, художественный руководитель театра Михаил Заец.
Кстати, постановка получила высокую оценку не только у профессиональных критиков, но и у зрителей. В прошлом году молодой человек трижды посетил спектакль, а на четвертый привел любимую девушку, которой при всех сделал предложение и услышал долгожданное «Да!».
Новые форматы для новых детей
Есть место экспериментам и в детском репертуаре. Сегодня некоторые работы сложно назвать классическими, поскольку они преподносятся в непривычной форме. Недавно французский режиссер Луиз Левек поставила здесь «Вкусную историю о Девочке и Великане». Это настоящий интерактивный спектакль с огромным шатром на Малой сцене, под которым обычно сидят маленькие зрители от трех до пяти лет. Малыши и их родители попадают в настоящую сказку, становясь ее второстепенными героями. Девочка (Юлия Чумакина) и Великан (Александр Гайдаржи) рассказывают им увлекательную историю, попутно обучая французским словам и напевая французские песенки.
В новом формате преподносится и знаменитая «Каштанка». Юный зритель становится частью чеховского рассказа буквально с порога — у входа в театр ребят встречают дворники, которые сопровождают их на Экспериментальную сцену. Мальчики и девочки рассаживаются по кругу на лавочки, создавая своеобразную цирковую арену, на которой и будет разворачиваться дальнейшее действие. За свою оригинальную подачу данный спектакль номинирован на российскую национальную премию «Арлекин-2018».
Театральные традиции и суеверия
Для любого актера театральная сцена — своего рода алтарь, к которому они относятся с благоговением. Это не просто площадка для выступлений, а место с особой энергетикой, которое может поднять настроение и даже вылечить от головной боли.
Перед началом спектакля артист совершает лишь одному ему известный ритуал: читает молитву, зажимает кулачки, кладет в карман или ботинок талисман... Но существуют традиции, которые встречаются практически в каждом театре нашей страны.
— Так, есть примета, которая передалась еще с дореволюционных времен: на территории театра запрещено лузгать семечки. Считается, что в учреждении не будет кассовых сборов. В процессе репетиций нельзя держать руки в карманах — это неуважение к сцене, а во время самого спектакля не допускается свистеть ни актерам (если это не предусмотрено ролью), ни техническому персоналу — не будет успеха, — пояснил главный режиссер Молодежного театра, — рассказывает Михаил Заец.
Еще одна важная для театра традиция связана с празднованием Рождества и Старого нового года. Перед вечерним концертом появляется Ёлка желаний, на которой висят разноцветные листочки с пожеланиями. Некоторые зрители утверждают, что написанное сбывается. Правда это или нет, каждый может испробовать на себе, посетив 6 и 13 января комедийный спектакль по произведению Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Фото: Александр Подопригора, Svoboda-3.ru