Тема корректировки генерального плана Ростова стала сегодня очень популярной. Новая версия документа проходит пока стадию обсуждения. Архитекторы и экологи ее не приняли и направили в департамент архитектуры и градостроительства свои предложения. Они считают, что скорректированный генплан окажется непригодным для жизни горожан. Однако решения активистов вызывают сомнения у главного архитектора Ростова. Прийти к общему мнению и утвердить изменения должны к концу 2015 года.
За прошедшие восемь лет с момента утверждения генплана в донской столице произошло много изменений. Главный архитектор города Юрий Дворников на пресс-конференции пояснил журналистам основные причины корректировок.
«Во-первых, Ростов стал городом по приему ЧМ-2018, – отметил Юрий Дворников. – Поэтому это в корне изменило и формирование восприятия левого берега. Мы получили там мощный спортивный кластер. Одновременно с тем, что там строится стадион, это требует развития транспортной инфраструктуры. Также строится новый аэропорт. В связи с передачей Министерства обороны территории, где сейчас микрорайон «Суворовский», возник мощный жилой район, который также требует развития транспортной инфраструктуры. Давно стоит вопрос переноса порта с правого на левый берег. Все эти вопросы отражены в корректировках. Кроме того, Ростов тяготеет своим центром. Сейчас мы формируем единый центр, то есть левый и правый берега становятся неотделимым целым».
Появление таких новых микрорайонов, как Суворовский, Левенцовский, Платовский, привело к необходимости динамичной интеграции всей инфраструктуры, в том числе и транспортной. «"Пробита" ул. Вавилова, запроектирована Орбитальная на пересечении с Вавилова, продолжение ул. Вавилова с выходом на северный обход, – рассказал заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону Евгений Мульченко. – Мы попытались транспортному потоку из Суворовского выйти как на М-4, так и напрямую в центр города через Вавилова–Оганова. Вавилова также будет расширяться. Ростов – самый маленький по компактности город-миллионник в России. Поэтому нам пришлось исходить из существующего центра и попытаться транспортными потоками, коридорами интегрироваться в большой Ростов и связать новые микрорайоны с центром».
Также в планах вынести «грязные» предприятия за черту города. Но по мнению вице-президента Союза архитекторов России (САР) Юрия Трухачева, разработчики пошли по неверному пути выноса из города всего производства. Несколькими днями ранее, на другой пресс-конференции, он пояснял журналистам, что изгнанными оказываются мелкие и средние предприятия, а также промышленные гиганты – к примеру, «Роствертол». Это может оставить город без денег, которые ранее пополняли бюджет. Кроме того, вырастет время горожан в пути на работу и увеличится число передвижений по городу и за его пределы. А это – новая нагрузка на городские магистрали.
«По выносу промышленных предприятий из центральной части города, – прокомментировал Юрий Дворников, – я уже говорил, что мы выносим самые грязные предприятия. «Роствертол» не выносится. Выносится только аэродром, а само производство остается в центральной части города. Экологически чистые предприятия, которые могут работать по новым технологиям, не запрещено размещать в деловом центре. Они останутся».
Главный архитектор коснулся и замечаний известного ростовского эколога Александра Водяника, который подозревает, что новый генплан заказали застройщики. С квадратными метрами жилья в новом генплане все более чем радужно. К 2025 году жилой комплекс Ростова планируется увеличить в 1,8 раза, до 34,3 квадрата на человека. «То есть предлагается построить еще один Ростов», – комментирует Юрий Трухачев. Где их предлагается строить – отдельная тема.
«Если мы посмотрим Ростов 70-х годов, то застройка тогда была в пять-шесть этажей, – заметил главный архитектор Юрий Дворников. – А сейчас, если были в Суворовском, Левенцовке, там дома по 17-20 этажей. То есть мы пошли вверх. Получается, где-то в три раза мы уже имеем резерв при той же площади застройки. Поэтому мы не будем застраивать весь Ростов домами».
Также в Союзе архитекторов считают, что сократить индивидуальное строительство в Ростове с 59% до 1% за несколько лет нереально. Журналисты попросили Юрия Дворникова прокомментировать и это заявление.
«Учитывая все тенденции, последнее время показывает, что город начинает себя урбанизировать, – ответил главный архитектор Ростова. – Мы видим, как в частном секторе вырастают многоэтажки. Это реалии большого города – земля ценится. Поэтому малоэтажное строительство будет вытесняться. Сама жизнь толкает, чтобы процент индивидуального жилья сокращался. В любом случае цена на землю будет расти, поэтому меняется отношение к ее использованию».
Фото: Фото автора