В Ростове жильцы проспекта 20 лет Октября почти четыре года судятся с застройщиком, который возвел в частном секторе две многоэтажки. Люди уверены: дома строили с многочисленными нарушениями. Кроме того, работы на площадке не останавливались ни днем, ни ночью. В результате у детей на нервной почве появились проблемы со здоровьем. Ростовчане намерены добиться возмещения морального ущерба.
О том, что в частном секторе появятся многоэтажки, стало известно в марте 2011 года. Жильцы выяснили, что застройщик выкупил несколько индивидуальных строений и планирует строить на их месте два дома – в пять и девять этажей. Понимая, что изношенные коммуникации таких соседей не выдержат, жильцы обратились в суд. Первые три заседания правда была на стороне жильцов: оказалось, что дома действительно строятся без разрешения. Застройщика обязали приостановить стройку и засыпать котлован.
«Но строить он продолжал, – говорит Лидия Омельковец. – Нам он так заявил: "Сейчас такое время – все продается и покупается. Дело только в цене"».
На следующее заседание суда застройщик пришел уже с разрешительными документами. Больше претензий со стороны прокуратуры и правоохранительных органов к нему не было.
«Вода и газ проведены с улицы Курчатова, электричество – тоже с другой улицы. Я им устал объяснять. Дом уже введен в эксплуатацию давно. Жильцы с начала строительства везде писали. Им отписываются, что все законно. И вообще коммуникации чьи-то не бывают. Они бывают водоканала, Донэнерго, горгаза. Разрешения у меня получены», – заверил журналиста Dom.161.ru застройщик Арсен Меликян.
Однако жильцы говорят, что стройка в такой близости от их домов едва не закончилась трагедиями. «Ко мне во двор как-то слетели три щита с девятого этажа, – вспоминает Николай Мудрецкий. – Щиты шириной метр 20 см, толщиной – 20 см, длиной – три метра. Я в это время стоял возле своей теплички и вытирал стекла, а щиты упали в метре от меня. Неделю я дураком ходил. Не мог поверить, что живой остался! А в милиции сказали – когда убьет, обращайтесь».
По словам соседки Лидии Омельковец, подвергались опасности и две ее внучки. Их дома находятся ближе всех к многоэтажкам.
«Кран с какой-то бадьей едва не опустился на одну из внучек. Один раз она даже ногу сломала, когда из строящего дома что-то летело к нам во двор. Внучка от испуга вскочила со стула, за что-то зацепилась и сломала ногу», – рассказывает женщина.
Помимо этого невропатолог зафиксировал у девочки нервный срыв. «Депрессивный эпизод средней степени тяжести», – говорится в диагнозе специалиста.
«Стройка велась с 5:30 до позднего вечера – пока не стемнеет, – продолжает Лидия Николаевна. – Постоянный шум и страх, что упадет что-то на голову, привели к тому, что у ребенка стало болеть сердце, появились скачки давления. Она в школу не могла ходить. Нам звонили учителя и просили ее забрать, так как ей становилось плохо. Ребенок стал бояться даже ветра. Ведь с крыши многоэтажки постоянно к нам задувало бетон, мусор – и все это сыпалось на голову».
Лидия Омельковец останавливаться не собирается и пытается вместе с адвокатом возбудить уголовное дело – причинение вреда здоровью средней тяжести.
Но пока усилия напрасны. «Полиция почему-то вместо психологической экспертизы назначила экспертизу физиологическую, то есть они пытались найти физическую травму. История, видимо, протянется еще около полугода точно, – говорит адвокат Эдуард Творогов. – Жильцы настроены решительно. Стройка давно завершена, дом уже заселен частично, но спокойно жить соседям не получается: с балкона нового дома продолжают лететь во двор Лидии Николаевны разные вещи. К примеру, шприцы».
Всего за четыре года состоялось около десяти судебных заседаний. Последнее было совсем недавно – в начале февраля. Дата следующего пока неизвестна. Жильцы надеются, что в итоге добьются от застройщика возмещения морального ущерба.
Фото: Фото автора