Вся информация о правообладателях и собственниках недвижимости, будь то жилой или нежилой фонд или земельные участки, содержится в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Очень часто в Росреестр обращаются именно затем, чтобы получить необходимые сведения о правах на объекты недвижимого имущества, о правообладателях, о наличии обременений и арестов. Количество обращений по данному направлению ежегодно увеличивается. Кому доступны эти сведения и как их получить, читателям Dom.161.ru разъясняет и. о. заместителя руководителя управления Росреестра по Ростовской области Геннадий Дахнов.
– Геннадий Юрьевич, чаще всего в Единый государственный реестр прав жители Ростовской области обращаются за специальной выпиской. Зачем она может понадобиться?
– Выписка из ЕГРП – это документ, подтверждающий наличие или отсутствие зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество. В ней же содержатся сведения об ограничениях и обременениях на объекты недвижимого имущества. Выписка из ЕГРП необходима при любых сделках с недвижимым имуществом. Например, она нужна при оформлении права собственности, при возникновении споров между участниками строительства и администрацией, при осуществлении судебных разбирательств на любой из стадий процесса. Ее потребуют во время подготовки пакета документов для приобретения какого-либо объекта или участка, а также в процессе отстаивания прав на имущество.
– Кто эту выписку может получить? Не может ли случиться так, что постороннему человеку станет доступна конфиденциальная информация?
– Выписка из ЕГРП может быть предоставлена любому человеку, который владеет недвижимостью, собирается ее приобрести или просто хочет получить информацию об объекте недвижимости. Но не всякая информация находится в общем доступе. Ведь существует несколько видов выписок из ЕГРП, которые различаются по характеру информации и процедуре выдачи. Например, информацию по конкретному объекту, содержащую общие данные, может получить любой заявитель. А вот более подробная информация о конкретном объекте, о правах конкретного лица, неважно – физического или юридического, о переходе права, а также справка о содержании правоустанавливающих документов может быть предоставлена только правообладателю или его доверенному лицу. Именно эта информация является конфиденциальной.
– В некоторых регионах органы власти получили электронные ключи доступа к так называемому информационному ресурсу Росреестра. Практикуется ли это в Ростовской области. Для чего это нужно?
– Да, в Ростовской области тоже существуют такие электронные ключи. Они предназначены для государственных организаций, которым по роду деятельности нужна информация о недвижимости. Это земельные комитеты, налоговые и правоохранительные органы, муниципалитеты и другие. В целом в Ростовской области по состоянию на 1 мая 2013 года выдано уже 440 ключей доступа к базе ЕГРП.
Получить код доступа к общедоступной информации сейчас может и рядовой гражданин. На сайте управления существует платный сервис «Запрос к информационному ресурсу», который позволяет заявителю, имеющему ключ доступа, искать и просматривать общедоступные сведения о недвижимом имуществе. Он весьма востребован риелторами, нотариусами, арбитражными управляющими, банками и строительными компаниями.
Для использования информационного ресурса «Запрос к информационному ресурсу» заявителю необходим уникальный ключ доступа, который можно получить при личном обращении в любой территориальный отдел управления, а также в отдел выдачи информации о зарегистрированных правах и регистрации арестов, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая 11/1, каб. 215. Подробную информацию по работе с сервисом можно получить по телефонам 8 (863) 200-63-60, 8 (863) 210-05-84, либо на сайте управления в разделе «Электронные услуги», подраздел «Запрос к информационному ресурсу».
– Чтобы получить выписку из ЕГРП, наверное, придется провести несколько часов в очереди?
– Необязательно, если вам подходит электронный вариант выписки. Выписка из ЕГРП на бумажном носителе заверяется гербовой печатью, а выписка из ЕГРП в электронном виде носит информационный характер и на законодательном уровне пока еще не приравнена к официальному документу. Но в ближайшем будущем мы ожидаем изменение ее статуса.
Впрочем, выписку из ЕГРП на бумажном носителе можно получить не только при личном обращении, но и направив запрос почтовым отправлением или заказав через портал Росреестра.
– Как и где можно отправить электронный запрос?
– Электронный запрос заполняется по официальной форме, которая представлена на официальном портале Росреестра. Прежде чем заказать электронную выписку из ЕГРП необходимо уточнить у представителей организации возможность предоставления документов в электронном виде. Если организация даст положительный ответ, то можно смело заказывать необходимые сведения в разделе «Электронные услуги» на сайте управления. В течение пяти рабочих дней с даты получения запроса управлением заявителю предоставляется выписка из ЕГРП либо уведомление об отсутствии сведений, подписанных электронной цифровой подписью. Подтвердить подлинность электронных документов можно также воспользовавшись сервисом через Интернет.
– Геннадий Юрьевич, насколько затратно получение сведений из ЕГРП? Есть ли у жителей области возможность сэкономить?
– Сведения из ЕГРП предоставляются за оплату. Бесплатно получать сведения из ЕГРП могут только правоохранительные, судебные органы, а также органы государственной власти. Заказать выписку из ЕГРП можно, представив запрос о предоставлении информации и документ об оплате. Размер платы за выписку из ЕГРП по каждому объекту для физических лиц – 200 рублей, для юридических лиц – 600 рублей.
Но сэкономить можно: например, за предоставление выписки из ЕГРП на бумажном носителе физическому лицу необходимо будет заплатить 200 рублей, за аналогичную справку в виде электронного документа – 150 рублей. Таким образом, электронная услуга предоставления данных из ЕГРП является менее затратной. Что касается оплаты услуг сервиса «Запрос к информационному ресурсу», то он позволяет заявителю оперативно получить информацию по необходимому количеству объектов недвижимого имущества значительно дешевле. Физическим лицам ключ доступа обойдется в 250 рублей (сто объектов) или тысячу рублей (тысяча объектов), а юридическому лицу – в 500 рублей и две тысячи рублей соответственно. Использовать ключи доступа можно в течение одного года со дня оплаты.
Фото: Фото предоставлено собсеседником Dom.161.ru